Одесский театр оперы и балета

Раздел - Дома Одессы

Но уж темнеет вечер синий, 
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень - Орфей ...  
... А только ль там очарований? 
А разыскательный лорнет?
А закулисные свиданья?
A prima donna? а балет?
Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин»

Всего через несколько лет после основания Одессы генерал-губернатор Новороссийского края Дюк де Ришелье добился разрешения на постройку театра, полагая, что «театр сильно влияет на привлечение жителей, а умножение жителей есть польза города».

Одесский Оперный Театр ведет свою историю практически со времен основания Одессы. Правда тогда это была маленькая импровизированная сцена, которая  была  устроена в помещение магазина, и на которой в 1803 году увидела  свет первая в городе постановка оперы – “Мельник — колдун, обманщик и сват”  Александра Онисимовича Аблесимова (1742 — 1783). Спектакль был создан силами солдатского кружка любителей искусства. Любительские театральные  постановки в городе существовали время от времени на подмостках рыночных площадей и хлебных амбаров ещё семь лет. И только 10 февраля 1810 года  состоялось триумфальное открытие здания Одесского театра, строившегося  с 1804 года  по проекту  французского архитектора Тома де Томона (1760 – 1813; автор ряда зданий в Петербурге). Строительство  театра былозавершено  осенью 1809 года.  Первыми представлениями в театре были - одноактная опера Фрелиха  “Новое семейство” и водевиль “Утешенная вдова” в постановке русской труппы П. Фортунатова.

  Здание располагалось несколько выше современного театра, ближе к скверу Пале-Рояль, и воспринималось как памятник молодому городу. Архитектура здания была выдержанна в классическом стиле, с портиком коринфского ордера и фронтоном, обращённым к зданию тогдашнего английского клуба (ныне Музей Морского флота Украины). Театр вмещал 800 зрителей, по примеру старых итальянских театров 17 лож располагались на трёх ярусах, в партере было всего 44 кресла. Ещё 700 зрителей могли  наблюдать за постановками в театре стоя в партере. Здание, главный вход которого был обращен к морю, напоминало античный храм и считалось одним из лучших в Российской империи театральных сооружений.  Именно это здание посещал А. С. Пушкин во время своего пребывания в Одессе в 1823-24 годах. Тринадцать месяцев пребывания поэта в нашем городе позволили в своё время первый Городской театр называть «пушкинским».

 Одесский оперный ещё долго не имел своей постоянной труппы, лишь принимая с гастролями итальянских и отечественных мастеров оперного искусства. И 1836 году  в театре выступает московский танцор К. Ф. Богданов с дочерьми (балеты «Сильфида», «Пахита»). Только в 1847 году при активной поддержке  великого русского актёра Михаила Семеновича Щепкина (1788 – 1863) была создана первая одесская драматическая труппа. В 1853 году  в Одессе гастролировала балерина Е. И. Андреянова с группой артистов Большого театра (балеты «Своенравная жена», «Катарина или Дочь разбойника», «Эсмеральда» и другие). Организаторами оперных сезонов были антрепренёры. Первым антрепренёром Одесского городского театра был И. И. Черепенников. Театр был отдан ему безвозмездно на два года с условием проволить оперные спектакли. Черепенников пригласил в Одессу итальянскую труппу. Второй антрепренёр, Иосиф Яковлевич Сетгофер, также пригласил итальянских певцов: Дамерини, Прево, Боронат, Арамбуро, Броджи, а также знаменитую балерину В. Цукки.

Здание театра  неоднократно перестроивальсь и достраивалось для исправления выявленных недостатков: в 1820—1822, 1831—1833, 1836, 1857 и 1872 годах.   В результате этих перестроек по оси колонн появилась каменная стена, что позволило увеличить пространство фойе. Со стороны Ришельевской улицы был пристроен одноэтажный каменный вестибюль. Работы по последней переделке здания театра окончились 31 декабря 1872 года.   В ночь на 2 января 1873 года из-за утечки газа, с помощью которого освещались театральные часы над входом, здание одесской оперы практически полностью сгорело. Это событие  было трагедией для города, но к счастью, человеческих жертв не было. Муниципальная комиссия, побывавшая спустя несколько дней на пепелище, вынесла вердикт – здание восстановлению не подлежит.

Идея строительства нового, достойного города театрального здания постоянно обсуждалась городской общественностью. В 1875 году городской муниципалитет рассмотрел более сорока проектов, поданных на конкурс русскими и зарубежными архитекторами, ни один из них не заслужил первой премии.

 И тогда комиссия по строительству театра обратилась с предложением составить проект нового городского театра к известным  венским архитекторам Ф.Фельнеру (1847 — 1916) и Г.Гельмеру (Хельмнеру) (1849 – 1919), по проектам которых были  построены театры во многих городах  Австро-Венгрии.  На сегодняшний день в мире существует 48 театров, построенных по проектам этих замечательный зодчих: они украшают Вену, Зальцбург, Загреб, Берлин, Прагу, Краков, Будапешт, а  в Украине их два: в Черновцах и в Одессе.   Проект был готов в 1882 году.  Образцом послужила возведённая четырьмя годами раньше Дрезденская Опера архитектора Готфрида Земпера, с нетрадиционной формой фойе, повторявшего изгиб зрительного зала. 16 сентября 1884 года состоялась закладка фундамента здания театра.  Работы велись подрядным способом из местных строительных материалов (в основном, из популярного одесского известняка — ракушечника, добытого из одесских каменоломень-катакомб).   1 октября 1887 года, в 2 часа дня, на верхней площадке главной лестницы со стороны моря происходила закладка последнего камня. Акт, подписанный градоначальником, вышедшие в тот день в Одессе газеты, афиши и программки вечернего представления были положены в специальный ящик, который был вмонтирован в стену под зеркалом и замурован.   Затем архитектор Ф. Фельнер вручил городскому голове символический позолоченный ключ от здания театра.  Городу строительство нового театра обошлось в один миллион триста тысяч рублей.Для освещения театра была построена электростанция переменного тока, впервые электрические лампочки вспыхнули в Одессе в 1887 году, а именно  в день открытия театра.

  

Здание Одесского театра исполнено в стиле венского "барокко", который был основным в европейском искусстве с конца XVI и до середины XVIII века.   Это был совсем другой театр, построенный в другом стиле. Здание театра возвышенно смотрелось в перспективе улицы Ришельевской. Фасад театра украшает двухъярусный портик с квадригой музы трагедии Мельпомены и скульптурами Орфея и Терпсихоры, символизирующими оперу и балет. Внизу у входа в центральный портик расположены две скульптурные группы, аллегорически представляющие комедию и трагедию. Полукруглая часть здания вверху снабжена четырьмя нишами, в которых установлены бюсты Пушкина, Грибоедова, Гоголя и Глинки, представляющих поэзию, драму, комедию и музыку. Фигурки игривых амуров вокруг фасада передней части усиливают легкость и изящество, а законченный вид всему сооружению придает венчающий его купол.
Великолепием и роскошью поражает интерьер театра. Детали в стиле барокко переносят нас в чудесный мир, «направлены на создание духовного экстаза», как верно замечено в одной из статей о театре.  Щедро позолоченная лепнина, великолепная скульптура, множество зеркал — все стремится вырвать человека из обыденности и окунуть в чарующий мир музыки и театра. 

По всему фронтону здания можно видеть бюсты гениальных творцов русской литературы и искусства: Пушкина, Глинки, Грибоедова, Гоголя, которые как бы олицетворяют поэзию, музыку, драму, и комедию. Но самая красивая часть здания — это зрительный зал. Зал, как и внутренний интерьер Театра, соответствует лозунгу: «Золотой форме — золотое содержание». Выполнен он в стиле Людовика 16 — «Роккоко». Все внутри создано в гармонии друг с другом: купола, колонны, арки, скульптуры, барельефы, свечи и подсвечники, много позолоты, очень красиво сочетающейся с белым, бежевым и тёплым кремовым цветом стен и потолков. На потолках росписи — сцены из известных произведений Шекспира. И как-бы возвышается над всем огромная роскошная хрустальная праздничная  люстра, вес которой около 2-х с половиной тонн и которая кажется невесомой.  Она переливается всеми цветами радуги, сверкает сотнями хрусталиков. Высота этого хрустального чуда 9 метров, диаметр 4 метра.  Плафоны зрительного зала украшены четырьмя панно венского живописца Н. Лефлера на темы из произведений В. Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка», «Двенадцатая ночь».

Хрустальная люстра

В зрительном зале зрители располагаются в партере, ложах бенуара, бельэтажа, 1-го и 2-го ярусов и на галёрке. Среди лож выделяется «царская» ложа — в центре бельэтажа прямо напротив сцены. В первом ряду она имеет 12 кресел. Сиденья и ложи обиты тёмно-красным бархатом, зеркала в золочёных фигурных оправах. В сочетании с прекрасной музыкой это вызывает просто восторг.   Нижний этаж, партер и ложи бенуара, фойе в виде широкого, идущего полукругом коридора, перед ложами бенуара,богато украшенные лестницы.

Интерьер театра
Ни в одном театре не было изготовленного с таким вкусом занавеса, эскиз которого создал крупнейший театральный художник  Александр Яковлевич Головин (1863 – 1930). Занавеса было два - на первом, до его  реставрации, Ф. Лефлер написал картину по мотивам сказки А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Одесский Оперный театр
Площадь сцены 500 м², арьерсцены — 200 м², ширина портала 15 м, высота — 12 метров. Полы из мраморной крошки особого рисунка для каждого этажа. Уникальная акустика позволяет доносить даже шепот со сцены в любой уголок зала.  Сегодня  театр имеет удобное планирование, большой зал на 1590 мест и широкие фойе, механизированную сцену.

   Буквально с первых лет появления театра в Одессе его история стала пополняться интересными событиями. В 1889 году  здесь выступают итальянские артисты во главе с прима-балериной А. Белла (балеты «Сильвия», «Эксцельсиор», «Брама» — балетмейстер Д. Саракко). Первое исполнение оперы «упоительного Россини» «Севильский цирюльник» в России состоялось на сцене Одесского городского театра. Здесь на гастролях бывали такие корифеи драмы, как М. Щепкин, П. Мочалов, Н. Милославский. Известен приезд знаменитого драматурга А. Островского с выдающимся артистом А.Мартыновым. Оставили след шесть блестящих концертов Ф. Листа в Одессе, причем, гонорар от одного из них музыкант передал в пользу детского приюта. В Западной Европе не было ни одной знаменитой певицы или певца, которые не пели бы в Одесском оперном театре.

С 1891 года антрепризу в театре держал артист Императорских театров И. Н. Греков. Одним из первых он решил дать в Одессе русскую оперу. В сезоне 1892—1893 годов включили оперу «Демон» и начали готовить «Пиковую даму».  Постановка «Пиковой дамы» совпала с приездом П. И. Чайковского в Одессу. Находясь в зале театра, Чайковский делал замечания, давал советы исполнителям главных партий, а также дирижёру Н. Б. Эммануэлю, готовившему премьеру оперы, которая прошла с большим успехом.  Нельзя переоценить значение для последующей жизни театра приезда и выступлений П.И. Чайковского в 1893 году. Композитор выступал с концертами, присутствовал на последних репетициях и премьере своей оперы «Пиковая дама». Здесь он получил от артистов украинской драмы, гастролировавших в Одессе, лавровый венок с надписью: «Смертные — бессмертному». В 1893 году Чайковский рекомендовал, как дирижёра И. В. Прибика, и в следующем году дирижёр был принят по конкурсу в качестве главного дирижёра одесского Городского театра.

И. В. Прибик сорок три года бессменно был главным, почётным дирижёром одесского Городского театра оперы и балета. Он в числе первых в СССР получил звание заслуженного, а затем и народного артиста Украины, звание Героя Социалистического труда.

   В сезоне 1899 года в Одессе гастролировали Ф. Шаляпин и Л. Собинов, супруги Фигнер и выдающийся баритон Л. Яковлев. В конце XIX столетия прошли выступления одесского скрипача А. П. Фидельмана, авторские концерты С. Рахманинова и А. Скрябина, концерты оркестра Берлинского филармонического общества под управлением А. Никиша, гастроли Яна Кубелика и Оскара Недбала. Ряд симфонических концертов прошли с участием А. К. Глазунова, Ф. М. Блуменфельда и И. В. Прибика. С 1897 по 1900 годы при антрепренёре А. И. Сибирякове театр пережил пору наивысшего расцвета. На сцене пели Тетрацини, Баттистини, Саммарно, гастролировала драматическая труппа Н. Н. Соловцова. С 1903 года антрепризу взяла в свои руки известная певица М. Лубковская — в 1905 году она организовала гастроли Титта Руффо. В ряде спектаклей — «Евгений Онегин», «Демон» и др. — вместе с Титта Руффо пели итальянский певец Д. Ансельми и певица Я. Вайда-Королевич.

    В 1900-х годах на одесской оперной сцене постановка «Ивана Сусанина», «Князя Игоря», «Царской невесты», «Мазепы» свидетельствует о расцвете русской оперы в Одессе. Яркими артистами одесской оперной сцены в это время были выдающиеся исполнители П. И. Цесевич, А. Л. Каченовский, С. С. Залевский, Л. Я. Липковская, П. Л. Карпова и др.

В 1910-х годах была организована постоянная труппа. Известностью пользовались балетмейстеры Люизинский, Ремиславский, артисты Т. Р. и В. Р. Гамсахурдия, Е. А. Пушкина, В. Каросса.

В сезоне 1919—1920 гг. в Одесский оперный театр был приглашён режиссёр В. А. Лосский. За короткое время им были осуществлены постановки опер «Хованщина», «Руслан и Людмила», «Аида», «Кармен», «Богема», «Иоланта».

В 1923 году балетный коллектив одесского театра возглавил известный балетмейстер Р. И. Баланотти. Поставленный им балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро» (премьера состоялась 7 декабря 1923 года) положил начало истории одесского балета. Дирижировал спектаклем М. Крамер, партии исполняли: Одетта-Одилия — Е. А. Пушкина, принц Зигфрид — П. Павлов и Р. Баланотти, Ротбарт — Смоляр.

Здание театра, устоявшее против бурных времен революции 1917 и Гражданской войны (1917 – 1923) года, вновь пострадало от сил природы – в марте 1925 году пожаром были полностью уничтожена сцена и поврежден зрительный зал. В сжатые сроки театр был восстановлен, и уже через год возобновил спектакли,  введя в свой репертуар спектакли на украинском языке, а спустя еще несколько лет в его состав вошла балетная труппа.  Сцена получила новое техническое оборудование, были установлены два железобетонных занавеса, отсекающие при необходимости сцену от зрительного зала и служебных помещений.

В 1926 году театру было присвоено звание «Академический». В 1920-х годах при театре были организованы хореографические школы под руководством Е. А. Пушкиной и Р. Ремиславского, выпускники которых играли на сцене театра.

За период 1923—1925 годов были созданы постановки балетов «Конёк-Горбунок» и «Коппелия». Неординарной постановкой Р. Баланотти и дирижёра Н. А. Гольдмана стал балет «Корсар». Среди заметных балерин того времени можно упомянуть Д. Алидорт.

Очень плодотворным для  театра оказался 1930 год, когда балетную труппу возглавил М. Моисеев. Поставленный им балет Б. Яновского «Ференджи» стал очень популярным.

В 1940 году балетный коллектив возглавил Вахтанг Вронский. Его работа над героико-романтическим балетом К. Ф. Данькевича «Лилея» стала значимым событием в балетном искусстве.

Во время Великой Отечественной войны в зенитные расчеты, защищавшие Одесскиий  Театр оперы и балета, выделялись лучшие бойцы. Здание театра было замаскировано, чтобы его силуэт не угадывался с воздуха. В годы  войны и оккупации Одессы румынскими захватчиками,  многие артисты театра сражались на фронте, выступали с концертами в составе фронтовых бригад. Часть труппы была эвакуирована из Одессы и была объединена с днепропетровским коллективом, с которым работала в Красноярске. Там давались спектакли «Евгений Онегин», «Наталка-Полтавка», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан». Оставшиеся в городе артисты оперы продолжили работать в театре. В те годы в театре шли спектакли «То́ска», «Фауст», «Кармен», «Паяцы», «Травиата», «Риголетто», «Корсар», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Ставились русские оперы — «Евгений Онегин» и «Борис Годунов».  Война нанесла огромный урон театру, когда были вывезены нотная библиотека из 109 опер и 16 балетов, декорации, реквизит, библиотека по истории театра, музыки и живописи. Часть из похищенного, по счастью, не успела покинуть пределы Одесской области. Театральные ценности были найдены в вагонах близ станции Раздельной и возвратилась в родные пенаты. Кроме того само здание Одесского оперного театра едва не взлетело на воздух в 1944 году, заминированное сорока мощными минами замедленного действия отступавшими немецкими войсками; спасло его лишь стремительное наступление советских войск.

Как свидетельствует надпись на мемориальной таблице, на балконе театра 10 апреля 1944 года подняли знамя освобождения города от гитлеровских захватчиков

Послевоенные годы принесли новое печальное известие – из-за осадки грунта возникла угроза разрушения здания, но эта проблема была устранена. Чтобы остановить осадку здания и образование трещин в ее несущих конструкциях, в 1951-1956 годах выполнили работы по укреплению фундамента театра путем его силикатирования жидким стеклом (залито порядка 6 млн. л расплавленного стекла через шурфы в фундамент здания). 

Одесский Театр оперы и балета      В 1965 -1967 годах - полная реставрация театра, как снаружи, так и внутри. Правительство СССР потратило 4 млн.руб и 9 кг чистого сусального золота. Однако эти меры помогли ненадолго - театр построили на осадочных породах, поэтому процесс его разрушения продолжался. 

К середине 1990-х  здание пришло в катастрофическое состояние, и в 1996 году кабинет министров Украины выделил средства на новую капитальную реставрацию. Окончание работ сначала планировали на 1999 год, а затем неоднократно переносили из-за недостатка средств. Были укреплены фундамент путем заливки железобетонных свай.

Осенью 2007 года  наконец то завершилась продолжительная реставрация, в ходе которой был укреплен фундамент (при помощи 1800 свай), выполнена комплексная модернизация технических систем театра (установлены самые современные системы кондиционирования, пожарной сигнализации и энергообеспечения, внутренней мобильной связи, охраны, видеонаблюдения), была произведена полная реставрация фасада и внутренних помещений (на оформление театра пошло примерно 7,5 кг сусального золота), установлен новый занавес. Также была реконструирована и благоустроена театральная площадь, восстановлены зеленые насаждения. После реставрации театр был торжественно открыт 22 сентября 2007 года.

Стоимость реконструкции по смете Кабинета министров Украины составила 197 миллионов гривен (в ценах 2004 г., в том числе строительно-монтажные работы — 12 млн гривен). Также в смете указаны технические данные театра после реконструкции: количество мест — 1636, площадь земельного участка под зданием и прилегающей территории — 2,96 гектара, площадь застройки — 0,54 гектара, общая кубатура — 102757,7 м³, общая площадь — 8123,6 м²

В театре происходят симфонические концерты, в частности, органные, потому что театр имеет лучшие в городе акустические данные и встроенный орган. При театре на протяжении нескольких десятков лет работает детская балетная школа - уникальное творческое учреждение города и «кузница кадров» для балетной труппы театра.

С 1944 по 1964 год, художественное руководство в театре осуществлял главный дирижёр народный артист УССР Н. Д. Покровский. Балетмейстерами театра были В. Вронский и Д. Алидорт (1944—1954), С. А. Павлов и З. А. Васильева (1954—1958), Н. Трегубов (1958—1970). В послевоенное время были поставлены как классические, так и новые спектакли: «Севастопольцы» М. Коваля, ставили оперы К. Данькевича «Богдан Хмельницкий» и «Назар Стодоля» (режиссёр Я. А. Милешко, художник П. А. Злочевский, дирижёр Н. Д. Покровский); опера Ю. Мейтуса «Дочь ветра» (постановщик Я. А. Вощак), «Июльское воскресенье» В. Рубина (постановщик Б. Е. Грузин), опера-балет В. Губаренко «Вий» и «Семён Котко» С. Прокофьева (постановщик Г. Проваторов), «Ромео и Джульетта» (балетмейстер М. Лавровский, дирижёр Г. Проваторов); балет «Золушка» (балетмейстер О. Виноградов, художник В. Левенталь), «Вальсы» и «Подпоручик Киже» (постановка О. Тарасовой и А. Лапаури, дирижёр Г. Проваторова, художник Б. Мессерера). В начале 70-х годов балетный коллектив театра воозглавил балетмейстер И. Чернышев.

В 1970-е — 1980-е годы главный дирижёр театра Б. И. Афанасьев поставил «Хованщину» М. Мусоргского, «Богему» Джакомо Пуччини, монооперу В. Губаренко «Письма любви» и «Алеко» С. Рахманинова.

В театре большая оперная труппа, среди которой можно отметить: народного артиста Украины Анатолия Бойко (бас), народную артистку Украины Валентину Васильеву (меццо-сопрано), народного артиста Украины Анатолия Капустина (тенор), народную артистку Украины Людмилу Ширину (сопрано). 

Балетная труппа театра состоит из 50 человек. Среди них выделяются заслуженные артисты Украины Андрей Мусорин и Елена Каменских - участники Прощального турне Рудольфа Нуриева .

Главный дирижер Одесского национального академического театра оперы и балета - профессор, народный артист Украины Ярема Антонович Скибинский. Артисты балета гастролировали в Канаде, Японии, Вьетнаме, Шри-Ланке, Китае, Венгрии, Болгарии, Финляндии, Южной Корее, Италии, Испании, Португалии - с Майей Плисецкой, Индонезии, Швейцарии, Швеции и других странах.

Среди наиболее известных и удачных постановок современного театра можно назвать следующие спектакли: «Кармен», «Травиата», «Трубадур», «Риголетто», «Запорожец за Дунаем», «Чио-Чио-Сан», «Наталка-Полтавка», «Жизель», «Щелкунчик», «Спящая красавица». На этих спектаклях зал обычно полон. 

В Одесском театре  оперы и балета  не раз проходили гастроли А. Дункан, Е. Семеновой, Г. Улановой, М. Лиепы, М. Плисецкой, С. Крушельницкой, А. Неждановой, С. Лемешева, Е. Чавдар, А. Соловьяненко, Е. Мирошниченко, Б. Руденко, Б. Гмыри, М. Биешу, Е. Образцовой, Д. Хворостовского, М. Кабалье.

Одесский Театр оперы и балета    Фасад здания театра смотрит на перекрёсток улиц Ланжероновской и Ришельевской (Театральную площадь), тыльная сторона театра выходит на переулок Чайковского (официальный адрес: переулок Чайковского, 1). Если стоять лицом к фасаду, то слева за жилым зданием находится исторический сквер Пале—Рояль. Справа — лужайка с музыкальным фонтаном и здание Музея морского флота Украины.

Сейчас Одесский театр оперы и балета носит высокое звание национального академического, насчитывая в своем репертуаре полсотни постановок — почти вся украинская и русская оперно-балетная классика, а так же произведения зарубежных авторов.

По рейтингу журнала «Форбс» здание Одесского национального театра оперы и балета включено в перечень 11 самых интересных достопримечательностей Восточной Европы (2008). В списке это единственный театр.


 

Выполнен он в стиле Людовика 16 — «Роккоко». Все внутри создано в гармонии друг с другом: купола, колонны, арки, скульптуры, барельефы, свечи и подсвечники, много позолоты, очень красиво сочетающейся с белым, бежевым и тёплым кремовым цветом стен и потолков. На потолках росписи — сцены из известных произведений Шекспира. И как-бы возвышается над всем огромная роскошная хрустальная люстра, вес которой около 2-х с половиной тонн. Сиденья и ложи обиты тёмно-красным бархатом, зеркала в золочёных фигурных оправах. В сочетании с прекрасной музыкой это просто восторг!

Нижний этаж, партер и ложи бенуара, фойе в виде широкого, идущего полукругом коридора, перед ложами бенуара, богато украшенные лестницы.

Песни про Одессу

Песни про Одессу

Коллекция раритетных, колоритных и просто хороших песен про Одессу в исполнении одесситов и не только.

Отдых в Одессе

Отдых в Одессе

Одесские пляжи и курорты; детский и семейный отдых; рыбалка и зелёный туризм в Одессе.

2ГИС онлайн

Дубль Гис

Интерактивная карта Одессы. Справочник ДубльГис имеет удобный для просмотра интерфейс и поиск.

Одесский юмор

Одесский юмор

Одесские анекдоты истории и диалоги; замечательные миниатюры Михаила Жванецкого и неповторимые стихи Бориса Барского.