Немецкая колонизация Бессарабских земель

Раздел - Чисто факты из жизни и истории

Позже всего немецкие переселенцы в Новороссии начали оседать в Бессарабской области. Это были так называемые «варшавские поселенцы», которые прибыли в Аккерманский уезд в 1814-1815 гг. с территории Варшавского герцогства. Властям пришлось оказывать этим переселенцам болыцую материальную помощь, так как лишь небольшая часть прибывших имела средства к существованию. После присоединения Бессарабии к России выявилась необходимость заселения южной ее части, Буджака, откуда в Турцию ушло все проживающее там ранее ногайское население.

В 1813 г. был опубликован манифест с перечислением прав и привилегий колонистов, во многом дополняющий правила 1804г. Они освобождались на 10 лет от всех налогов и государственных обязанностей. Неимущие семьи получали пособие до 270 рублей. Каждой семье выделялось по 60 десятин земли. Все переселенцы и их потомки освобождались от рекрутских наборов и пользовались свободой вероисповедания.

Переселение немцев в Бессарабию началось в 1814г., когда 31 семье немцев из Варшавского герцогства было разрешено выехать в Буджак. Основной причиной, вызвавшей это переселение, был экономический упадок в Польше, вызванный наполеоновскими войнами. Кроме этого, немцы-протестанты подвергались здесь гонениям на религиозной почве. Переселенцам отвели 115,5 тыс. десятин плодородных земель Аккерманского уезда в долинах рек Кагальника, Чаги и Сараты.
В течение 1814-1817 гг. колонисты образовали в Аккерманском уезде 13 населенных пунктов.

В 1814 г. возникли селения-колонии Тарутинская и Бородинская.

В 1815 г. - 6 колоний (Кульмская, Малоярославская, Краснинская, Лейпцигская, Березинская и Клястицкая).

В 1816 г. появилось 4 колония (Фершампенуазская, Бриенская, Парижская и Арцизская).

В 1817 г. появилось одно селение - Теплицкое.

Среди «варшавских переселенцев», преобладали «поляки» (33,8%), вюртембержцы (31,7%) и пруссаки (29,1%). Поскольку в 1801-1804 гг. из Вюртемберга в герцогство Варшавское прибыло 6 тыс. немецких колонистов, а в Бессарабию затем проследовало их 2,6 тыс. чел., можно считать, что только 43% вюртембержцев покинули герцогство. Почти все «варшавские переселенцы» были немцами и жителей другой национальности среди них было мало. Те же «поляки» были уроженцами Вюртемберга, которые прибыли в Пруссию на те земли, которые в 1807 г. вошли в состав герцогства Варшавского. Об этом свидетельствуют данные о конфессиональном составе «варшавских переселенцев». Из 1743 семейств только 141 принадлежало к католическому исповеданию (6,9% общего числа), а все остальные были лютеранами. А ведь известно, что среди поляков лютеран было очень мало. Даже в 50-е гг. XIX в. среди немецких колонистов католиков было лишь 5%. К середине 50-х гг. XIX в. общее число немецких колоний в Бессарабии достигло 25. Однако после 1817 г. в области ежегодно основывалось мало новых колоний — в среднем по 1-2 в год. И если в 1818 г. здесь было около 8,3 тыс. чел. колонистов, то в 1827 г. — 9,4 тыс. и в 50-е гг. - 24,3 тыс. чел.

Немецкие колонии получили особую форму административного устройства. Во главе каждой из них стояли избиравшиеся из колонистов старшина, два заседателя и писарь. Документация велась на немецком языке. Только наиболее важные документы переводились на русский язык. Колонии имели свои канцелярии в Малоярославце, Плоцке и Сарате. Областное управление вместе с попечительской конторой в Одессе подчинялось Министерству государственных имуществ. В целом, многие немецкие колонии добились высокого уровня благосостояния. Но это было достигнуто благодаря особым условиям — льготам и привилегиям, предоставленным государством, созданию товариществ на паевых началах, которые получали из Германии денежные ссуды, выписывали новые сельскохозяйственные машины, а также эксплуатации местного населения. Немаловажную роль в росте благосостояния немецких колонистов сыграли и уступки правительства по вопросу о выплате долгов, так как в конце 20-х гг. истек срок 12-летней налоговой льготы. Широкая миграционная волна немецких колонистов привела к интенсивному росту численности немецкого населения в Новороссии. С V по X ревизии оно выросло здесь более чем в 25 раз, причем в период между V и VII ревизиями - в 8 раз. В Таврической губернии в конце XVIII в. немцев почти не было. По данным VII ревизии (1816 г.) их доля достигала здесь уже 2,4%, по VIII - 3,9%, по IX - 5,1% и по X - 6,3% (почти 44 тыс. чел.). Почти все они размещались в Мелитопольском уезде. На рубеже XIX в. немцев здесь еще не было. По VII ревизии доля немцев в общем народонаселении равнялась уже 8,1%, по VIII - 13,8% и по X - 13,7%. Помимо того небольшое число немцев поселилось в Крыму (в Симферопольском и Феодосийском уездах). И хотя немецкая миграция в Таврической губернии начала осуществляется позже, чем в Екатеринославской и Херсонской, удельный вес немцев оказался здесь максимальным в регионе. На втором месте стоит Херсонская губерния. По данным V ревизии немцы составили здесь 0,8% (2,7 тыс. чел.), по VII - 3,5%, по VIII - 3,7% и по VIII - 3,7% я по X - 3,9% (46,6 тыс.). Подавляющая часть их была сконцентрирована в Тираспольском (около 18%) и Одесском (более 12%) уездах.

В Бессарабии немецкие колонисты, как отмечалось, начали расселяться только с 1814 г. По материалам VII ревизии их удельный вес составил здесь же 2,1%, по VIII — 2,2% и по X — 2,3%. Первоначально они селились в Аккерманском уезде, но затем занятая колонистами территория была передана в состав Бендерского уезда. По данным VIII ревизии удельный вес немцев достиг здесь 31,7%, а по X — 23,4% всех жителей.      Падение удельного веса их в этом уезде и отсутствие прироста по всей области в 30-50-е гг. были обусловлены отсутствием значительного притока сюда новых колонистов с конца 20-х гг.


http://www.bessarabia.ru/rus2.htm




***    ****    ***

«Бессарабия находится дальше Луны»! Это выражение характеризовало окраинное положение этой пограничной территории и оторванность местной немецкой общины от исторической родины в XIX – первой половине ХХ в. Этому посвящена книга берлинского профессора Уте Шмидт, в которой рассмотрены основные периода освоения и обитания немцев в Бессарабии, и особый упор сделан на событиях переселения и депортации периода Второй мировой войны.

Рецензируемая монография выполнена с использованием методологических новаций, в частности – принципов социальной антропологии. Книга состоит из двух основных частей. Первая, выполненная в традиционном ключе, описывает историю бессарабских немцев от их заселения края после 1814 г. и до их современного положения.

Немецкая колонизация Бессарабии началась после ее вхождения в состав Российской империи, когда император Александр I привлек переселенцев из германских земель для освоения новообретенного края.

Первое на Бессарабии немецкое поселение Тарутино было основано в 1814 г. немецкоязычными выходцами из герцогства Варшавского (Царства Польского), так называемыми «варшавскими колонистами».

Именно Тарутино стало центром бессарабских немцев. Здесь была немецкая гимназия и библиотека. Выходило три газеты на немецком языке. Именно в Тарутино в 1920 г. возник «Немецкий народный совет Бессарабии», представлявший национальные интересы немецкоязычного населения региона в сложные послевоенные годы.

Немецкие колонисты прибывали в Бессарабию из разных германских регионов, говорили на разных диалектах и были приверженцами разных христианских конфессий (хотя доминировал протестантизм).

Так, Тарутинцы были потомками переселенцев в Польшу из Пруссии, Мекленбурга и Нижней Саксонии. Среди них был распространен платтдойч (северогерманский диалект). В Виттенберге (основан в 1815 г.), Теплице (1817) и Зарате (1822) господствовал швабский диалект. Немецкая община Кишинева (с 1825 г.) говорила на хохдойч.

Немцы сыграли видную роль в хозяйственном освоении Бессарабии, занимаясь, в основном, сельским хозяйством и торговлей. Поселенцы являлись лояльными российскими подданными.  Один из них Андреас Видмер (1856-1931) даже был избран депутатом
I Государственной Думы.

Однако с 1918 г. Бессарабия была оккупирована Румынией, и начался новый этап в истории местных немцев.

Румынские власти рассматривали Бессарабию (Молдавию) как составную часть унитарной «Великой Румынии». В стране остро стояла проблема национальных меньшинств, подвергавшихся притеснениям. Румыны (включая молдаван) составляли 70% населения (ок.13 млн.); 8% - венгры (1,5 млн.); 4,1% – немцы (740 тыс.). В самой Бессарабии (вместе с присоединенной к ней Северной Буковиной) в 1930 г. насчитывалось 81.089 немцев (со швейцарцами) (Стр.88).

Бессарабские немцы действовали консолидировано с общерумынскими немецкими общественными и политическими организациями. С 1920 г. они входили в немецкую фракцию румынского парламента, где были представлены протестантским священником Даниэлем Хаазе (1877-1939). Он являлся политическим лидером бессарабских немцев, возглавляя до 1934 г. «Немецкий народный совет Бессарабии».

С приходом Гитлера к власти среди румынских немцев усиливаются националистические тенденции. В 1932 г. возникает «Национал-социалистическое движение взаимопомощи немцев в Румынии», которое вскоре было запрещено. Однако в 1934 г. «национал-социалисты» воссоздают свою организацию под другим названием: «Национальное движение возрождения немцев Румынии». Фюрером «возрожденцев» стал бывший офицер австрийской армии Фриц Фабритиус (1883-1957), который поддерживал контакты с нацистами в Германии и ратовал за автономию для немцев в Румынии. Эти идеи находили отклик и в Бессарабии, где было отделение организации «возрожденцев» (стр.119). Однако националисты не пользовались поддержкой большинства румынских немцев. Борьбу с ними вели антифашисты во главе с куратором евангелической церкви д-ром Гансом Отто Ротом.

Особое внимание автор акцентировала на истории переселения фольксдойч в 1940 г. из отходившей СССР Бесарабии. Формально немцы переселялись в «муттерланд» на добровольной основе, но проф.Шмидт отмечает, что фактически у бессарабских немцев не было выбора. Примечательно, что они несли в ходе переселения имущественные потери: немцы лишались недвижимости, им запрещалось брать с собой советские или румынские дензнаки (стр.149).

Злоключения бессарабских немцев на этом не закончились. Расселенные преимущественно на тех территориях, что были аннексированы нацистской Германией, после 1945 г. они оказались вынужденными переселяться вновь. В ходе депортации бывшие бессарабские немцы, вместе с судетскими, силезскими, восточно-прусскими немцами были выселены на германские территории.

Автор отмечает, что бессарабские немцы и их потомки уже на протяжении почти 6-ти лет живут на новой родине, но при этом возникает вопрос о том, что толкает их к посещению мест прежнего обитания на территории современной Молдовы и Украины? Это ностальгический туризм или стремление вернуться на историческую родину?

Стремясь ответить на эти вопросы, проф.Шмидт провела исследования среди бессарабских немцев и их потомков. Она выделила несколько основных возрастных категорий. Первая представлена предками 1890-1900 гг.рожд., которые родились и выросли в Российской империи, их молодые и зрелые годы прошли в Румынии. Эти немцы пережили переселение из Бесарабии и последующую депортацию в Германию будучи уже самостоятельными людьми, имевшими свои семьи с детьми и иногда с внуками. Для этой возрастной группы характерно то, что они считали своей родиной именно Бесарабию. Поэтому они являются своеобразной отправной точкой для сравнения с последующими поколениями.

Первое из них – это немцы 1909-1924 гг. рождения, у которых сохранились отчетливые и идеализированные воспоминания о «старой родине», где они жили «единой семьей с соседями». Первое поколение тяжело перенесло «прощание с родиной» и переселение в новый дом. Для немцев данной возрастной категории, перенесшей основные лишения в молодом возрасте, характерно осторожное восприятие действительности.

Промежуточное поколение бессарабских немцев представлено людьми 1925 -1933 гг.рожд. «Мы знаем, где мы находимся в данный момент», - такими словами автор характеризует отношение этих немцев к их исторической родине.

Второе поколение – немцы 1934-1953 гг. рождения, которых автор разделяет на две под-генерации: «дети войны» и рожденные после войны. Если первые оказались «между старой и новой родиной», то появившиеся на свет в послевоенной Германии подчеркивали, что они не беженцы, а родились здесь. При этом то, что пережили их родители, являлось для детей «уже историей» (Стр.470).

Послевоенное поколение бессарабских немцев, особенно рожденные после 1965 г., ощущают себя обычными немцами. «Мы всего лишь обычная семья, такая же, как и все остальные» (Стр.485), - это самоопределение, выделенное автором. При этом молодая генерация немцев из Бесарабии проявляет интерес к своей прародине.

В качестве заключения проф.Шмидт рассматривает проблемы интеграции бессарабских немцев после 1945 г. и сохранение их «культурного капитала». Автор ставит вопрос о том, какое значение имеет то историко-культурное наследие для потомков немцев из Бессарабии? Признавая, что переселенцы и их наследники нашли в современной Германии новую родину, германская исследовательница выделяет три основных компонента, которые оказали воздействие на формирование и востребованы современным поколением бессарабских немцев: критически осмысленные и примененные в практике общежития немецких поселенцев Бессарабии постулаты «протестантской этики», либеральный пример организации снабжения и управления общин немецких колонистов, интерес к «нематериальному наследию» среди бессарабских немцев носит весьма избирательный характер и не является продуктом «отраженного традиционализма». Последний пункт видится автору одним из аргументов современного германского дискурса о мультикультурности нынешнего немецкого общества (Стр.546-547).

Таким образом, история бессарабских немцев – это один из примеров непростой, в чем-то трагической судьбы немецкого национального меньшинства в Юго-Восточной Европы. Несмотря на то, что данный этнос фактически прекратил свое существование после 1945 г., немцы оставили свой след в истории Бесарабии и Восточной Европе в целом.

Неслучайно, что этому сюжету и посвящено крупное, новационное с методологической точки зрение исследование Уте Шмидт.


Шмидт Уте. Немцы Бессарабии. Из-дательство Бёлау. Кёльн, Веймар, Вена, 2004.








Песни про Одессу

Песни про Одессу

Коллекция раритетных, колоритных и просто хороших песен про Одессу в исполнении одесситов и не только.

Отдых в Одессе

Отдых в Одессе

Одесские пляжи и курорты; детский и семейный отдых; рыбалка и зелёный туризм в Одессе.

2ГИС онлайн

Дубль Гис

Интерактивная карта Одессы. Справочник ДубльГис имеет удобный для просмотра интерфейс и поиск.

Одесский юмор

Одесский юмор

Одесские анекдоты истории и диалоги; замечательные миниатюры Михаила Жванецкого и неповторимые стихи Бориса Барского.