Владимир Семёнович Высоцкий и Одесская киностудия

Раздел - Одесское кино

 Владимир Семёнович Высоцкий

Пожалуй нет в нашем городе человека, который бы не знал эти популярные строки Владимира Высоцкого:

  «В который раз лечу Москва-Одесса -

  Опять НЕ выпускают самолет.

А вот прошла вся в синем стюардесса, как принцесса,

Надежная, как весь гражданский флот…»

Владимир Высоцкий родился в Москве и умер в Москве. В Москве же учился и в театре начинал работать, и в кино дебютировал ещё в 1959 году.  Только  вот с Одессой и с Одесской киностудией Высоцкий оказался настолько связан, что даже в сверхфундаментальной «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» перечислены фильмы с его участием только одесские. Так не удивительно, что на фронтоне Одесской киностудии установлена мемориальная доска с барельефом Высоцкого и рядом с киностудией - памятник Высоцкому …

alt  Памятники Владимиру Высоцкому в Одессе (у киностудии им. Александра Довженко и «Сада скульптур» во дворике литературного музея)

После его смерти о нём написано и сказано, пожалуй, уже больше, чем успел написать и сказать он сам.

В прошлом году белорусские кинодокументалисты стали снимать ещё один фильм о Высоцком. Приехали белоруссы к нам, на Французский бульвар, собрали в киностудийном дворе тех, кто знал и помнил Высоцкого, и попросили: расскажите ну хоть что-нибудь новенькое, незатасканное, небанальное. И кто-то вспомнил: на съёмках одного из эпизодов «Эры милосердия» (таково было рабочее название ныне легендарного сериала «Место встречи изменить нельзя») ассистентка Говорухина Людочка Герасименко шла под руку с Высоцким-Жегловым по парадной лестнице на милицейский праздник. И на адресованный режиссёру вопрос Володи, как лучше в кадре ему держать партнёршу, цитатой из другого эпизода ответила сама партнёрша: «Нежно, Володенька, нежно!».

Мелочь вроде, но Высоцкий был растроган, и как только объявили перерыв на обед, он тут же исключительно для Люды запел под гитару. И в павильон сбежались люди из других киногрупп, а Высоцкий пел, и обед уже кончился, и администратор площадки стал напоминать, что кино — это производство, и есть план по метражу, и пора снимать следующий кадр…

А тем временем в своём кабинете привычно заперся начальник первого отдела, по долгу службы «осведомлённый о чуждых советскому человеку настроениях» актёра и не упускавший случая «своевременно просигнализировать куда следует об очередных подобных проявлениях».
alt  Ну ещё бы: то Высоцкий в «Коротких встречах» оказывается в одной компании, да к тому же и на экране с Кирой Муратовой, «известной диссиденткой и антисоветчицей». То в «Опасных гастролях» вместе с «неким» Георгием Юнгвальд-Хилькевичем буквально «опошляет и дискредитирует революционные подвиги отцов и дедов». А уж (не по фильму, а по жизни) его бурный роман с иностранкой Мариной Влади — и вовсе «из ряда вон выходящая провокация»!

Высоцкий пытался делать вид, что не обращает на это внимания. Только вот… нельзя было не заметить, что он постоянно находится «на нерве». Да и как иначе, если в газетах его много лет подряд поливали грязью, из титров лент, где звучали его песни, чуть ли не всегда безоговорочно вымарывали фамилию автора. Конечно, нет на земле святых людей, каждый грешен, и Высоцкий не исключение, но тех мифических грехов, которые вешали на Володю при жизни, хватило бы на парочку штрафных дивизий. Что уж говорить о том, что при поистине космической популярности в народе, при абсолютной невозможности без блата или весомой «корочки» попасть на его спектакли в театре — сам он не имел ни почётных званий, ни официально-профессиональных премий. А «всеквартирное» звучание его песен с переписанных многократно магнитофонных плёнок никак не служило, очевидно, достаточным основанием для приёма в Союз писателей. Но это общеизвестно. А где же «изюминки личного общения»? Ведь не только те минские документалисты, но и в любой иной аудитории на творческих встречах неизменно спрашивают: «А вы были знакомы с Высоцким? Так расскажите же о нём что-нибудь особенное!».

Да, были знакомы. Обращались друг к другу на «ты». Но… Что вспоминать и что придумывать, если общение-то, собственно, и ограничивалось встречами на ходу или на бегу в студийных коридорах или во дворе, перебрасыванием будничными взаимными приветствиями и малозначительными фразами о погоде, а ещё — то ли «стрелянием» у него курева (из карманов тех самых игровых жегловских штанов), то ли, напротив, угощением его своим. Оно ведь на киностудиях и было так: Высоцкий, Смоктуновский, Гундарева, Банионис и многие-многие другие приехали-уехали, отснявшись в запланированном куске будущего фильма. И далеко не всегда случаются во время съёмочной гонки неторопливые посиделки общения. Хотя, конечно, кое-кто из наших подсобных рабочих или массовки не преминул бы тут бросить: «Да мы, мол, с Вовкой…».

Между тем в жизни Владимир Семёнович никак не был рубахой-парнем. Он был закрытым для очень многих человеком, и количество его друзей отнюдь не измерялось трёхзначным числом. Достаточно ровный в общении, нередко молчаливый, раскрывался по-настоящему он разве что с самыми близкими товарищами — как тот же Станислав Говорухин, или мхатовский актёр Всеволод Абдулов. О чём-то своём негромко говорил с замдиректора картины Володей Мальцевым, которого вся студия прозвала «Пушкин» (а и впрямь уж больно он похож на Пушкина!). Всё больше и больше уединялся с оператором Леонидом Бурлакой, быть может, примеряясь к тому, как будет вскорости уже в новом качестве работать с мэтром кинокамеры?  Ведь и вправду же: на конец лета — начало осени 1980 года в Одессе намечался режиссёрский дебют Владимира Семёновича в фильме «Зелёный фургон». Высоцкий тогда очень многое ставил на карту, и даже с Театром на Таганке его отношения по этой причине, мягко говоря, охладились.

Собственно, история с «Зелёным фургоном» тоже весьма специфична. Был поставлен в Одессе в 50-е годы такой фильм, и очень даже хороший фильм, и Юрий Тимошенко — Тарапунька — блестяще в нём сыграл. Однако режиссёр Генрих Габай перестал быть советским человеком — и о фильме «забыли». Как будто и не было такого.

И вот в 1980-м должна была состояться новая экранизация той же самой книги Козачинского. Сценарий написали персонально для Высоцкого. Поставить же картину Высоцкий просто не успел. Фильм «Зелёный фургон» сделал другой режиссёр — Александр Павловский, с участием Дмитрия Харатьяна, Борислава Брондукова, Регимантаса Адомайтиса, Александра Соловьёва… Лучше ли, хуже ли, чем это сделал бы Высоцкий? Да нет, просто хорошо сделал по-своему. На то режиссура и признана творческой профессией, чтобы каждый талант в ней раскрывался иначе.

А в Москве Высоцкого хоронили в разгар Олимпиады. Телевидение бурлило мажором, и маразмирующий генсек из правительственной ложи Лужников «делал ручкой» иностранным спортсменам и гостям из социалистических стран, поскольку иные бойкотировали Москву из-за кремлёвской агрессии в Афганистане.

Володя Мальцев помчался в закрытую олимпийскую Москву. Я находился там же в командировке, но мы не встретились. Потом, значительно позже, выяснилось, что мы с ним были в тот день буквально рядом в толпе, но толпа-то была такая, что лишь бы Ходынки избежать, и то спасибо. Памяти Высоцкого посвящали стихи Вознесенский и Окуджава, но стихи эти смогли быть опубликованы лишь через годы. И лишь к седьмой годовщине «прописки» Владимира Семёновича на Ваганьковском кладбище спохватились и объявили его посмертно лауреатом Государственной премии.
alt   А потом… Потом Высоцкого «назначили классиком». Как ранее классиками назначали — тоже после смерти! — дожившего свой век в нищете поэта Михаила Светлова или погибшего на съёмках при неясных и по сей день обстоятельствах актёра, режиссёра и писателя Василия Шукшина. Стали издавать и переиздавать стихи и песни Высоцкого, выпускать на экраны один за другим фильмы с его участием или о нём. Гуще, нежели нынче пункты обмена валют или киоски «Киевстара», стали плодиться его «самые близкие друзья». Один наш бывший почтенный киноруководитель умудрился и вовсе выдать в прессе к очередной дате «уже реабилитированного» артиста воспоминания, из которых следовало: Высоцкий словно сын ему был, и очень даже дорожил Владимир Семёнович общением с этим человеком, и всегда совета у него по любому поводу спрашивал… Только вот, помнится, никогда они с Володей не были знакомы, и не встречались ни разу. А однажды, когда при мне этого начальника позвали в павильон, где пел Высоцкий, он заявил брезгливо и возмущённо: «Да я с этим подлецом рядом не сяду…» — и далее последовало не совсем публикабельное обозначение места, где сей товарищ не сядет.

А ещё потом — уже новых кумиров избирали себе «поколения пепси», или «поколения «Клинского», или поколения чего-нибудь совсем уж особо новомодного.

... Осталась мемориальная доска памяти  Владимира Семёновича Высоцкого на фронтоне киностудии. Но когда студийный ветеран фотохудожник Влад Цветков захотел просто-напросто подарить киностудии свой уникальный архив, где был и Высоцкий, и далеко не только Высоцкий, ему, Цветкову, сказали, что это никому, честно говоря, и не нужно. Хотя, разумеется, 25 июля, в годовщину смерти Владимира Семёновича (да ещё круглая дата!), те же люди, кто сказал, что «никому не нужно», положат цветы к барельефу. Для проформы.

     В Одессе 1 апреля 2012 в «Саду скульптур» Одесского литературного музея был открыт памятник Высоцкому с золотым сердцем (на фото вверху). А уже 29 сентября этого же года ему открыли памятник у входа в киностудию. Два памятника, многочисленные статьи в одесских газетах и ​​журналах свидетельствуют о том, что одесситы не забывают поэта.

alt

В этом уникальном иллюстрированном издании серии «Имена Одесской киностудии» представлена ​​информация о сыгранных Высоцким роли и песни, написанные для фильмов, материалы и документы, мысли и воспоминания Владимира Высоцкого.

alt

 


Евгений ЖЕНИН, член Международной гильдии кинокритиков.



"Служили два товарища". О съемках с Высоцким на старом морвокзале

altО съемках с Высоцким на старом морвокзале вспоминает одесский преподаватель. «Служили два товарища»знаменитый фильм о событиях гражданской войны снимался в Одессе. Актеры были подобраны лучшие: Олег Янковский, Ролан Быков, Анатолий Папанов, Николай Крючков, Алла Демидова, Ия Саввина, Николай Бурляев. Сыграл в картине и Владимир Высоцкий. Многим запомнилась его роль поручика Александра Никитича Брусенцова. Кстати, сценаристы намеренно дали эту фамилию герою Владимира Семеновича. Таким способом они пытались отыскать в ГУЛАГе Сашу Брусенцова, геройского парня, бывшего лейтенанта. Валерий Иванов, преподаватель Одесского художественного училища им. М. Б. Грекова впервые делится с широкой публикой атмосферой съемок этого фильма

Когда в Одессе снимали фильм «Служили два товарища», в 1968-ом году, я работал преподавателем – заведующим детским сектором в парке Победа (сейчас – Дюковский парк) и одновременно осенью подрабатывал на съемочной площадке. В картину меня пригласила ассистент режиссера по массовке, знакомая девушка с нашей улицы.

На пробах меня спросили: «Портянки умеешь наворачивать?». А я вернулся только из армии. В общем, всех, кто умел это делать, взяли на эпизодические роли. Мы изображали уходящих русских солдат. Я был в фуражке, гимнастерке и в лаптях.
Этот эпизод должен был сниматься на Сабанеевом мосту. Но так нас в этот день, для меня первый съемочный, и не задействовали. Второй съемочный день случился через неделю, уже на спуске Вакуленчука (ныне Польский). Мы поднимались вверх, а герой Ролана Быкова с лошадью и таратайкой ехал мимо нас – красногвардейцев, идущих строем.

Я себя потом видел на экране: мелькал несколько раз. Встреча с Высоцким произошла позже. Была глубокая осень. Съемки проходили на старом одесском морвокзале – он находился тогда на территории порта недалеко от Воронцовской колоннады. Там стояло судно, на котором по сюжету фильма белогвардейцы из Крыма сбегали за границу. На этот раз я изображал молодого белого офицера мне надели сапоги, шинель и фуражку который дерется у трапа за возможность пробраться на судно.

И вот уже шел пятый час съемки, было очень холодно. И режиссер Евгений Карелов сказал так: «Кто первым прорвется на судно тот может прятаться и отдыхать». Я взял два номера альманаха «Песни и мелодии из кинофильмов» (в нем были напечатаны все тексты и ноты песен из фильма «Вертикаль», после которого о Высоцком узнали во всем СССР) и пошел на судне искать Высоцкого. Один альманах был для старосты Светы: она меня прикрывала, так как у меня было много пропусков из-за съемок, работы во время учебы на филфаке на 2-ом курсе университета имени Мечникова.
alt
В этот день как раз снимали эпизод, как Высоцкий прощался с лошадью (его верный конь Абрек бросается в воду за судном, на котором уплывает Брусенцов, и плывет за ним. Выдержать этого Брусенцов не в состоянии.
Он стреляет в себя и падает за борт. прим. ред). Он был в каюте, выглядывал из нее, смотрел на лошадь, а потом выходил к борту, стрелял себе в голову и падал в воду. Но в такой холод вместо Высоцкого падали дублеры.
Снимали несколько эпизодов, и им наливали сто грамм водочки, так как вода была холодная. Я нашел каюту (из которой сделали гримерку) к Высоцкому, там сидели знакомые мне девочки – ассистентки.
    Я обратился к ним с просьбой прорваться к Высоцкому. Увидев меня, он мне сказал: «Как Вы мне все надоели. Кто ты такой?». А я говорю: «Я снимаюсь в эпизоде, я студент, и у меня просьба взять у Вас с автограф для старосты».
Я ему показал этот альманах, а он удивился, что у него такого нет. «Это Вам», и подарил ему! Попросил оставить автограф на втором экземпляре альманаха. Он надписал «Светлане», поставил подпись и дату. Светлана с ценным альманахом уехала в Израиль, а я через некоторое время бросился искать такой же альманах для себя в магазинах и университетской библиотеке, но его уже не было.

Высоцкий, кстати, во время съемок в Одессе, давал концерты. Например, в один из свободных от съемок вечеров, он дал закрытый концерт в Одесском институте пищевых технологий имени Ломоносова. Концерт проходил в главном корпусе института, что на улице Свердлова (ныне – Канатная). Контрамарки доставались избранным. Мне повезло, так как у меня были знакомые девушки, которые работали в институте.

Вообще, конечно, тогда популярность Высоцкого была большой. Передавались друг другу бобинные записи с Высоцким. Знали на киностудии, что ушедший недавно из жизни режиссер – тогда еще молодой Петр Тодоровский тесно общался с Высоцким. Тодоровский аккомпанировал на гитаре Высоцкому, который пел «Парус» и другие песни, которые тогда были очень известны.
А еще была такая история. Это было позже, когда Высоцкий приезжал в один из приездов Одессу и также жил в «Куряже» это гостиница киностудии на Французском бульваре.
Он в эти летние дни не снимался, а скорее всего, собирался с Мариной Влади в популярный тогда черноморский круиз. Они несколько раз плавали в таких круизах на судах Черноморского морского пароходства. Так вот я ехал к «Куряжу» к своим приятелям киношникам по каким-то делам. Зашел в трамвай, а рядом стояла красивая женщина в очках и иностранной косынкой с сумкой, но я ее не узнал. А потом мы вместе вышли на одной остановке и шли в один и тот же подъезд гостиницы. Я присмотрелся и понял, что это Марина Влади. Эта случайная встреча меня очень сильно тогда впечатлила…
 ____________________ 
Снежана Павлова

К слову
Вот что рассказывал во время своих концертов Владимир Семенович о своей работе в фильме «Служили два товарища».
Роль, которую я там сыграл… к сожалению, от нее осталась третья часть, говорил Высоцкий. Даже по этой части, кто видел, может судить, что это был очень интересный образ. У меня почти ничего не осталось из-за того, что у нас права голоса нет. Они посмотрели- получилось, что этот белый офицер единственный вел себя, как мужчина. А остальные...
Один там молчит, а другой все время пытается нас потешать. Очень проигрывают Быков и Янковский, но не они как артисты, а их персонажи рядом с моим. И поэтому что, значит, делать?
Ножницы есть... И почти ничего не осталось от роли. Я думал, что это будет лучшее, что мне удастся вообще сыграть когда-нибудь в кино. И так оно, возможно, и было бы, если бы до вас дошло то, что было снято. Но этого не случилось…

alt

По материалам сайта ::   http://moryakukrainy.livejournal.com/

______________________________________________________________________

Он так любил Одессу, что "терпел" Москву?


Одна пожилая одесситка, вспоминая 25 июля 1980 года, сказала мне:

- Я так плакала, словно ушел родной человек. Казалось, наступило затмение.

В книге "Владимир Высоцкий" Владимир Новиков пишет: "Нет данных о том, сколько людей переживало его уход как личную трагедию. Но его уход стал и его возвращением".

И я знаю людей, для которых смерть великого поэта была равносильна утрате близкого. Один из них, Аркадий Силкин, теперь живет в Одессе и мечтает создать здесь музей, посвященный Владимиру Семеновичу.  У Аркадия есть много книг, воспоминаний, кассеты с записями, пластинки, монологи...

  • Все думали, что он сидел в тюрьме
- Первый раз услышал его, когда мне было 14 лет, - вспоминает Аркадий Силкин. - Это были песни улицы. Многие их называли блатными. Они потрясли меня. Доверяю воспоминаниям Вениамина Смехова. Он говорил, что его мама - врач лечила Владимира, когда тот был простужен. Она говорила: голосовые связки у него иначе устроены. Представлял Высоцкого огромного роста и прошедшим тюрьму. А в фильме "Вертикаль" поразила интеллигентность этого человека, - рассказывает Аркадий.

Для 14-летнего Аркадия Силкина песни Высоцкого стали "всем". И когда после окончания школы папа (работник горисполкома) предложил ему поступать в МГИМО, парень наотрез отказался и...отправился служить на флот. Через полтора года поступил в военно-морское училище, дослужился до заместителя командира подводной лодки. Близки ему были песни Высоцкого о море, особенно "Спасите наши души".

- Там понял, почему Высоцкого отождествляют с персонажами его песен. Ну не мог не подводник так написать эту песню! А он смог! "Ни единою буквой не лгу...", - говорил поэт. И я ему верю, - подчеркивает Аркадий Силкин.

  • Сколько слухов наши уши поражает...
- О Высоцком ходили самые разные слухи, в том числе о его пребывании в Одессе.

- Слухи были спутниками Высоцкого и при жизни. А уж когда его не стало, то и подавно, - продолжает мой собеседник.

Я доверяю воспоминаниям Вениамина Смехова, Аллы Демидовой, Владимира Новикова, Валерия Перевозчикова, Игоря Бестужева-Лады, Натальи Крымовой, Юрия Корякина. Переписываюсь по электронке с Марком Цибульским. Он живет в Америке и тоже увлечен великой личностью. Но вся информация тщательно проверяется, а нелепицы тут же отсекаются. Например, один "исследователь" творчества сообщил: Высоцкий любил наш город потому, что здесь жил его родной дядя.
Между тем, дяди-одессита у Высоцкого никогда не было. Просто Высоцкий любил нашу Одессу.

  • Пальмиру он себе "нафантазировал"?
В воспоминаниях Вениамина Смехова есть такой эпизод. В 1967 году в Измаиле снимался фильм "Служили два товарища". А Одесса ведь практически рядом! Высоцкий позвонил Смехову: мол, надо переснять два эпизода, - приезжай в Одессу. Когда Вениамин прибыл, оказалось: друг позвал его, чтобы вместе погулять по городу. Смехов признался: думал, что Высоцкий нафантазировал себе этот город, такова была любовь. А вот воспоминание о поэте одессита Юрия Зиля, который учился в конце 50-х в училище имени Щукина: "С тех пор, как он узнал, что я одессит, улыбка не сходила с его лица всякий раз, как он меня видел. Он так любил Одессу, что можно было подумать: как он до сих пор терпит Москву?". Так по-одесски высказался Зиль.

  • Встречи в "доме с ангелом"
Пару лет назад в стенах уникального Одесского реабилитационного Центра для детей, больных ДЦП (известного горожанам как "Дом с ангелом") была организована бесплатная выставка-экспозиция памяти великого поэта. Это стало возможным благодаря создателю Центра - Борису Литваку. А экспонаты предоставила тоже одесситка - Раиса Геллис. Конечно же, пришел на выставку и Аркадий Силкин, стал помогать Раисе Петровне.

- В один из дней приходит девушка и говорит: мне нужна статья о Владимире Семеновиче, которая вышла в каком-то французском издании, - вспоминает Аркадий. - Вам нужно в оригинале? Девушка ответила, - и в оригинале можно. Это была работник НИИ телевидения Ольга Князь. Именно она познакомила меня позже с Марком Цибульским. Потом была встреча с бывшим директором Одесской киностудии Инной Плотниковой. Увидев, насколько я интересуюсь Высоцким, она предложила:

- Хотите, устрою встречу с человеком, в квартире которого жил поэт?

Инна Георгиевна предупредила: оператор Одесской киностудии Александр Мальцев (у него и останавливался Высоцкий) интервью обычно не дает и вообще человек замкнутый, - рассказывает Силкин. - Но нам удалось. И вот я в старенькой одесской квартире, весьма скромно обставленной. Увидел, где он спал - на обычной кровати с пружинами. А еще Мальцев показал мне пожелтевшую от времени записку: "Ушел за хлебом. Владимир Высоцкий". Оператор поведал, как обожали простые одесситы Высоцкого. Его узнавали на улице. А если просачивался слух, что он будет там-то, люди сразу же "набегали" туда. Приглашали в гости к себе домой, и Высоцкий порой соглашался. Были не очень приятные истории. Однажды актера пригласили якобы "обычные" горожане "на мамалыгу". Высоцкий взял гитару. Спрашивал, а что такое мамалыга? И вот вернулся быстро и расстроенный. Когда вошел в тот дом, там действительно очень вкусно пахло. Был хорошо накрытый стол. Но хозяева и их гости ему почему-то не понравились сразу. Тем не менее он спел, не притронувшись к мамалыге. Защелкали магнитофоны. Выяснилось: он зван под "чистую запись". Так и не отведал тогда молдавского блюда.

  • Был чиновникам советским не по вкусу, оказался им не по зубам...
После фильма Станислава Говорухина "Вертикаль" (Одесская киностудия) Высоцкий известен уже всей стране как актер. В 1967 году ему предлагают роль в фильме "Случай из следственной практики". Он отказывается, поскольку уже идут съемки "Интервенции", озвучивание "Коротких встреч" и работа над песнями в ленте "Война под крышами". Его просят написать песню в "Случай из следственной практики", он пишет. Но в фильме песни нет. В этом же году в Одессе в соавторстве с драматургом Калиновским и при участии Говорухина он пишет сценарий к фильму "Помните, война случилась в сорок первом". Сценарий не утверждают. Тогда Высоцкий переписал его, сделав пьесой, и предложил Одесскому драматическому театру. Но и тут отказ. В 1967 году режиссер фильма "Особое мнение" Виктор Жилин, услышав песню "Спасите наши души", предложил Высоцкому сняться и спеть в фильме. И даже сценарий перекроил. Высоцкого снова не утвердили - запретило руководство Одесской киностудии. Годом позже ему не дают роль Остапа Бендера. Затем происходит неразбериха с фильмом "Опасные гастроли". Режиссер Георгий Юнвальд-Хилькевич приглашает Владимира на главную роль и говорит сценаристу: фильм должен быть музыкальным, действие проходить в Одессе, а главная роль - под Высоцкого. Но... Что предпринимает Юнвальд-Хилькевич? На пробы были приглашены известные актеры. Режиссер просит их сделать "киксу", то есть провалить пробы и в итоге добивается главной роли Высоцкому. Кстати, когда рождались "Опасные гастроли", Владимира Семеновича пригласили в Одессе озвучить документальный фильм "Ильф и Петров". Когда работа вышла на экраны, в титрах не было его фамилии. На Одесской же киностудии снимали фильм "Внимание, цунами!". Высоцкий предложил режиссеру несколько песен. В фильм вошла только одна. Но исполнил ее другой актер.

- Не любили его чиновники и всячески препятствовали. Вот и фильм "Интервенция" при жизни Высоцкого так и не был показан, - вздыхает мой собеседник Аркадий Силкин. - Мотивировали это тем, что интерпретация событий гражданской войны им не понравилась. Картина увидела свет лишь в 1987 году, только герой уже не мог порадоваться этому событию. Не дали Владимиру Семеновичу сыграть главную роль в фильме "Зеленый фургон", к которому он написал сценарий. Но им все равно не удалось лишить Высоцкого самого ценного - народной любви.

- Он изменил мою жизнь, мое восприятие мира. Очень рад, что одна из улиц города названа его именем. Мечтаю только об одном - чтобы в Одессе, которую так любил поэт, появился его музей. Ведь у нас немало еще людей, увлекающихся его творчеством. Если объединимся, то получится, - уверен Аркадий Силкин.

Татьяна Орбатова. 1 августа 2006


И всё таки у Высоцкого есть "одесские корни"

В. Высоцкого многие считали (и продолжают считать) одесситом, хотя хорошо известно, что родился и вырос он в Москве. Но одесские корни у него имеются, что "раскопал" исследователь Евгений Митницкий. Вот фрагмент этого исследования:

"Отец будущего поэта, певца, актера родился в 1915 году в Киеве на Бульварно-Кудрявской улице, 42... Теперь о дедушке Владимира Семёновича. Книг и статей о нем нет, но тут на помощь биографу приходят архивы. Из них можно, в частности, выяснить, что он был киевским юристом. В сохранившемся списке нанимателей квартир по упомянутой Бульварно-Кудрявской, 42 за 1918 год... указано имя жильца квартиры № 9 на втором этаже: "Высоцкий Вольф Шлёмович, контору имеет". Это и есть Владимир Семёнович Высоцкий-старший, владелец адвокатской конторы... В квартире № 10 жил Высоцкий Лев Шлёмович (старший брат дедушки поэта!) - начальник киевского отделения Одесского коммерческого училища.

Тогда вспомнилось, как много лет назад я сидел в кабинете выдающегося знатока и историка Одессы А. А. Владимирского, мы обсуждали материалы для какой-то статьи и затронули в беседе коммерческое училище. Владимирский в этом разговоре сказал мне, что представительства училища по городам Украины возглавляли только его выпускники.

Вот и вышла родословная поэта на одесскую борозду!

Должен признаться, что документов, подтверждающих учёбу Вольфа и Льва Высоцких, я не видел, т. к. эти архивы в годы моего проживания в Одессе были мне и многим другим совершенно недоступны... Один "козырный туз" в моих розысках именно одесских корней его у меня все же есть - первая жена Вольфа Шлёмовича Высоцкого похоронена в Одессе на старом Слободском кладбище..."

  • "Эксперимент" с "Опасными гастролями"
Все знают, что "главная" песня В. Высоцкого об Одессе впервые прозвучала в фильме "Опасные гастроли", который на Одесской киностудии снял Г. Юнгвальд-Хилькевич. Впоследствии эта картина подверглась основательной критике, что дает право ее постановщику выдавать себя чуть ли не за "диссидента". Однако на самом деле все обстояло несколько иначе.

Картина снималась в преддверии 100-летия В. Ленина, входила в "тематический план мероприятий", посвященных данному событию, и, по крайней мере, в Одессе ее выход анонсировался весьма широко. Автор этих строк хорошо помнит, как несколько раз по Одесскому областному радио ("радиоточке") звучала передача о новом фильме, главный интерес которой состоял именно в песнях. А поскольку радио в ту пору было самым массовым из СМИ, а другой радиокомпании, кроме государственной, в регионе и быть не могло, то передачу эту слышали - без преувеличения - пару миллионов горожан и жителей области.

"Опасные гастроли" по сей день остаются самым "кассовым фильмам" в истории Одесской киностудии; только за первый год проката его посмотрели около 37 млн зрителей (пятое место среди советских фильмов 1970 г.).   Нет сомнения, что именно песни В. Высоцкого в первую очередь способствовали успеху этой ленты.      
Но только ли В. Высоцкий был главным "виновником" этой популярности?

    alt    Такая постановка вопроса, на первый взгляд, может показаться странной, если не обращать внимания на одно обстоятельство: в титрах фильма указано: "Композитор - Александр Билаш". А. Билаш по праву считается классиком украинской советской песни, и соединение его имени с именем В. Высоцкого выглядит недоразумением. Но они встретились на "Опасных гастролях", и, насколько известно, никаких конфликтов не возникало. Владимир Новиков в биографии В. Высоцкого пишет об этой работе: "Будут и еще песни, причем музыку опереточного типа сочиняет композитор Билаш. Как эксперимент это интересно". "Эксперимент" получился удачным. Куплеты о "Розе-гимназистке", цыганская песня, наконец, душещипательный романс "Было так - я любил и страдал..." - все эти произведения, сочиненные А. Билашем на слова В. Высоцкого, вполне органично вписались в картину, да так, что абсолютное большинство зрителей и по сей день убеждены: все песни в фильме написаны самим В. Высоцким. Хотя даже в знаменитых куплетах об Одессе ("Дамы, господа...") есть "след" композитора: именно он сделал аранжировку и сам дирижировал Государственным симфоническим оркестром Комитета по кинематографии, который сопровождает исполнение этой песни ее автором.

  • "Это же так вкусно..."
С "Опасными гастролями" связана забавная история, которую автору этих строк рассказал кто-то из членов съемочной группы (кто именно - за давностью лет не упомню). В тот раз В. Высоцкий приехал в Одессу вместе с Мариной Влади. И вот однажды в перерыве между съемками В. Высоцкий с Мариной зашли в буфет киностудии перекусить. В. Высоцкий заказал себе котлеты с гречневой кашей, а М. Влади, соблюдая фигуру, решила есть одну гречку. Стоит отметить, что одесский буфет считался в киномире одним из худших среди студийных "забегаловок" Союза. Понятно, что тягаться со столовыми "Мосфильма" или прибалтийских студий было сложновато, но знатоки утверждали, что в Минске и даже в Свердловске еду готовили лучше. (Так оно или не так - кто сейчас проверит, но я "за что купил, за то и продаю").

И вот тут случилась сцена, которая (по рассказу очевидца), будь она заснятой на пленку, могла бы иметь бешеный успех. Страшно голодный В. Высоцкий уплетал нехитрую снедь, что называется, "за обе щеки". А вот его спутница, по всей видимости, только постигавшая прелести советского общепита, брезгливо тыкала вилкой в тарелку, никак не решаясь начать вкушать малоаппетитное на вид варево, долженствующее обозначать гречневую кашу. В. Высоцкий, изредка отрываясь от еды, удивленно говорил подруге: "Ты почему не ешь? Это же так вкусно!", но даже аргументы любимого мужчины не возымели на французскую красавицу ни малейшего влияния, и она так и оставила практически полную тарелку.

  • Остался без автографа
Так получилось, что мои родственники жили в Москве в знаменитом кооперативном доме, расположенном на углу Каретного ряда и Садового кольца. Причем им досталась квартира на одной лестничной клетке с Леонидом Осиповичем Утесовым. Еще одной соседкой была некогда известная певица Капитолина ("Капа") Лазаренко, которая, впрочем, часто сдавала свою жилплощадь внаем. И вот однажды тетя в письме сообщила нам, что квартиру "Капы" арендовали В. Высоцкий и Марина Влади. Узнав об этом, я немедленно попросил тетю, чтобы она постаралась взять у своих новых соседей "что-нибудь автографическое". На что тетя ответила, что выполнить мою просьбу трудно, поскольку В. Высоцкий с Мариной возвращаются домой поздно ночью, "когда порядочные люди уже спят", а днем она сама видела их всего пару раз. Прошло совсем немного времени, и тетя огорчила меня тем, что автографа В. Высоцкого мне уже не видать, поскольку чересчур шумные постояльцы мешали спать обитателям дома, и кооператив поставил им ультиматум: либо они прекратят ночные "гулянки", либо пусть убираются восвояси. Говорят, что обиженная непониманием француженка, уезжая из этого дома, произнесла по адресу его обитателей несколько очень и очень русских фраз. А у меня, увы, больше ни разу в жизни не было возможности заполучить автограф В. Высоцкого.

Александр ГАЛЯС

Похожие страницы:
Свежие страницы из раздела:
Предыдущие страницы из раздела:

Песни про Одессу

Песни про Одессу

Коллекция раритетных, колоритных и просто хороших песен про Одессу в исполнении одесситов и не только.

Отдых в Одессе

Отдых в Одессе

Одесские пляжи и курорты; детский и семейный отдых; рыбалка и зелёный туризм в Одессе.

2ГИС онлайн

Дубль Гис

Интерактивная карта Одессы. Справочник ДубльГис имеет удобный для просмотра интерфейс и поиск.

Одесский юмор

Одесский юмор

Одесские анекдоты истории и диалоги; замечательные миниатюры Михаила Жванецкого и неповторимые стихи Бориса Барского.