Лучший режиссёр Одесской киностудии - Кира Георгиевна Муратова

Раздел - Одесское кино

Кира Муратова родилась 5 ноября 1934 года в бессарабском селе Сороки (ныне - Молдова). Изучала филологию в МГУ, в 1959 году окончила режиссерский факультет ВГИКа, где училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

*** В 1961 году Кира Муратова стала режиссером на Одесской киностудии. Как сценарист и режиссер Муратова дебютировала в 1962 году, совместно с Александром Игоревичем Муратовым поставив короткометражный фильм «У Крутого Яра», а через два года, с ним же, сняв полнометражную ленту «Наш честный хлеб».

*** Свой первый фильм Кира Муратова назвала «Короткие встречи» - он и она, для любви – лишь секунды. Муратова сама сыграла там главную роль, ее партнером был Владимир Высоцкий.


В 1968-м Сергей Герасимов сказал про молодого режиссера Киру Муратову: «Она необычайно последовательно в своем желании понять человека».

После «Коротких встреч» были «Долгие проводы», дальше – опальные годы… Ее фильмы назвали «провинциальными мелодрамками» и запретили режиссеру Муратовой снимать на киностудиях Украины. Многолетний перерыв спровоцировал циничные, злые картины – «Среди серых камней» и «Перемена участи». Дальше, с эффектом взорвавшейся гранаты, - «Астенический синдром». За него в 90-м Муратова получила Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале.

Когда в 1995-м году режиссеру Кире Муратовой вручили сразу премию «Триумф» и две «Ники», она сказала «Не к добру все это. Закон природы – сколько в одном месте прибудет, столько в другом убудет». Она, без преувеличения, самый загадочный режиссер современности. Редко появляется на публике, редко дает интервью и продолжает с упорством снимать кино – на полуразрушенной Одесской киностудии.

Фильмы Киры Муратовой можно любить, можно ненавидеть, но не узнавать невозможно. Если нужно объяснить непосвященному, что такое авторское кино – достаточно показать ее картину. Любую и с любого места.   «Три истории», «Второстепенные люди», «Чеховские мотивы», недавний «Настройщик» укрепили муратовский культ, зафиксировали в общественном сознании, что ее картины – о том, как можно слушать и не слышать, что ее герои, как заклинание, будут в каждом фильме повторять слова и фразы.

Кира Муратова, режиссер: «Я не стремлюсь к злободневности, к журналистской публицистичности, я живу в этом времени…»

Муратова предпочитает не работать со звездами – ее актеры – малоизвестны или вообще любители. Впрочем, она открывала настоящие таланты, которые сейчас стали звёздами российского кино  – это Нина Русланова,  Зинаида Шарко,  Рената Литвинова.

Рената Литвинова, заслуженная артистка России:
-  «Она одновременно поет свою песню и одновременно все время делает совершенно разные картины. Я ее называю настоящей. Она моложе всех. Она рокер, панк. Очень дерзкая».

«Правды нет! – говорит Кира Георгиевна, – есть мироздание и его хаос!» Она всегда предлагает зрителю исцеление – электрошоком или путем патологоанатомического вскрытия – не суть. И на таких как она, сумасшедших и самостоятельных режиссерах, и держится то, что зовут искусством кино.

  • Фильмография режиссёра  Киры Георгиевны Муратовой:
  • 1961 У крутого яра,               режиссер, сценарист
  • 1964 Наш частный хлеб,         режиссер
  • 1967 Короткие встречи актриса, режиссер, сценарист
  • 1969 Опасные гастроли,    актриса
  • 1971 Догие проводы,         режиссер
  • 1978 Познавая белый свет,     режиссер, сценарист
  • 1983 Среди серых камней,      режиссер, сценарист
  • 1985 Я тебя помню,                монтажер
  • 1987 Перемена участи,           режиссер, сценарист
  • 1989 Астенический синдром,   режиссер, сценарист
  • 1992 Чувствительный милиционер режиссер, сценарист
  • 1993 Посторонний/ Жираф,     актриса
  • 1994 Увлеченья,                   режиссер, сценаристр
  • 1997 Три истории,                 режиссер, сценарист
  • 2002 Второстепенные люди,    режиссер, сценарист
  • 2003 Чеховские мотивы,         режиссер, сценарист
  • 2004 Настройщик,                 режиссер, сценарист


Фильм -  Короткие встречи (1967)
В тишине дома лопается гитарная струна. Гитара висит на стене в городском доме. Ее хозяин - геолог, он от дома далеко. Время от времени он возвращается. В доме ждет его жена. В экспедиции в геолога влюбляется девушка Надя из придорожной чайной. Она не знает его городской жизни. Она приходит в город, чтобы найти его, и - устраивается в доме его жены домработницей… Она уйдет из этого дома накануне возвращения геолога.
Главного героя сыграл Владимир Высоцкий, его жену - Кира Муратова. Девушку Надю - Нина Русланова, это ее первая роль в кино. Фильм получил приз "Ника" в 1987. Первый самостоятельный фильм "Киры Муратовой".

Фильм - Долгие проводы (1971)
Мать вырастила сына одна. Он - смысл ее жизни, ее оправдание, ее стержень. Мальчик повзрослел и хочет уехать к отцу. Мальчика остановить невозможно, он уедет, мать понимает это. Долгие проводы - долгое прощание - попытка остановить время, удержать мгновение. Из мелодраматической темы вдруг вырастают иные: тема времени, безвременья, далекого исторического эха… Особенно - когда один из эпизодических персонажей начинает петь: "Белеет парус одинокий"…
Фильм был снят в 1971. В 1973 изготовили 535 копий, но в прокат не выпустили. Впервые показали лишь в начале перестройки, в 1987. В это же году фильм получил призы на кинофестивалях в Тбилиси и Локарно.
В этих фильмах нет лжи, в них - правда психологического состояния человека. Муратова это состояние останавливает и длит. Эффект такой, как если бы длился и длился какой-либо звук, застыв на одной ноте. Как канатоходец, замерший над пропастью. Эквилибристика, доступная только Кире Муратовой.

Фильм  -  Среди серых камней (1983)
Для сына судьи дети нищего - дурное общество. Но он бывает счастлив в этом обществе. Его отец живет прошлым, воспоминаниями об умершей жене… (По повести В.Г.Короленко "В дурном обществе").
Фильм, лишенный сентиментальности первоисточника, кино-начальники попытались исправить. Кира Муратова сняла свое имя с титров. Таким образом на свет явился режиссер Иван Сидоров.

Фильм  - Астенический синдром (1989)
В первой, черно-белой, части показано состояние женщины, потерявшей мужа. Во второй части, цветной, - состояние человека, теряющего себя. Состояние общества, теряющего себя.
Врачи пишут об астеническом синдроме, в частности, следующее: "…непереносимость яркого света, громких звуков и резких запахов… возникает поток ярких образных представлений. Возможны также наплывы посторонних мыслей и воспоминаний, непроизвольно появляющихся в сознании больного". Фильм Киры Муратовой "Астенический синдром" часто определяют как диагноз. Фильм вышел на экраны в 1989-м. Советское общество находилось в предсмертной агонии. Зрители, увидевшие фильм в 89-ом, испытали шок. Кира Муратова говорила: "…после "Астенического синдрома" у меня был довольно длительный период отчаяния, когда мне казалось, что некуда идти и нечего говорить, потому что все сказано".
В 1990 фильм получил призы: на фестивале в Западном Берлине, "Нику", "Созвездие".

Фильм -  Чувствительный милиционер (1992)
Милиционер Толя находит в капусте младенца. Толя и его жена Клава решают ребенка удочерить. Одинокая врачиха тоже жаждет удочерить младенца…
В этом фильме Кира Муратова "попыталась найти утешение, реальное или хотя бы иллюзорное". Она говорила: "этот фильм - удовольствие формы". О его героях: "люди в розовом свете". О его замысле: "мы тогда вспоминали про индийское кино".
Критики писали о фильме как о "галерее мнимо жизненных персонажей", как об истории "из жизни марионеток", отмечали механистичность стиля, искусственность. С другой стороны, видели, с каким удовольствием на персонажи "надеваются маски" (а не срываются, как в фильмах-разоблачениях). Критики искали в фильме подвох, зрители находили в нем чувствительную комедию. Не без иронии чувствительную, конечно.
Фильм получил приз "Кинотавр" на фестивале в Сочи в 1992


Похожие страницы:
Свежие страницы из раздела:
Предыдущие страницы из раздела:

Песни про Одессу

Песни про Одессу

Коллекция раритетных, колоритных и просто хороших песен про Одессу в исполнении одесситов и не только.

Отдых в Одессе

Отдых в Одессе

Одесские пляжи и курорты; детский и семейный отдых; рыбалка и зелёный туризм в Одессе.

2ГИС онлайн

Дубль Гис

Интерактивная карта Одессы. Справочник ДубльГис имеет удобный для просмотра интерфейс и поиск.

Одесский юмор

Одесский юмор

Одесские анекдоты истории и диалоги; замечательные миниатюры Михаила Жванецкого и неповторимые стихи Бориса Барского.