Жизнь Одессы в 1928 г.

Раздел - Чисто факты из жизни и истории

ОДЕССКИЙ ДНЕВНИК

Одесса, 1928 год. Хлебный кризис. Свертывание НЭП и переход к плановой экономике в СССР. Борьба с троцкизмом и национал-коммунизмом.

Дневник Одессита сообщает нам не только о его уровне жизни и образования, личных переживаниях, но и раскрывает по-своему глубинные проблемы советского общества, его язвы (коррупция, взяточничество, спекуляция).

Автор дневника, скорее всего, представитель еврейской рабочей молодежи. Имеет среднее образование, не исключено, что мечтает поступить в ВУЗ, но не имеет для этого необходимой поддержки. Его круг общения – рабочие, студенты и абитуриенты. Интересуется политикой, исповедует левые взгляды, но критикует партийных функционеров-коммунистов за коррумпированность, и использование идеологии лишь как прикрытие произвола и беззакония.

Дневник написан на страницах школьной тетради, фиолетовыми чернилами. Почерк автора мелкий, но разборчивый. Документ вводится в научный оборот впервые. При публикации мы пытались сохранить правописание автора, за исключением явных грамматических ошибок.
В квадратных скобках – расшифровка сокращений автора.


Д.Я. Бондаренко, А.Н. Катчук
http://www.igrunov.ru/vin/vchk-vin-discipl/istoria/1182317908.html





**** ****
Одесса 6/VI-1928 г.

Начали выдавать хлеб по талонам. Талоны находятся в заборной книжке для получения дефицитных товаров членам ЦРК . Рабочим выдают 1,189; ф. (600грамм) в день, прочим 1ф (400грамм). Все, кто имеют на это право, записываются в ЦРК . Не трудовой элемент, не могущий стать членом ЦРК, и не имеющие вообще книжек, покупают хлеб в частных пекарнях. Цена та же. Очередь. Выдают по 2,189; ф. (1000грамм=1 килограмм) в одни руки. На первый взгляд кажется, что таким лучше, чем даже рабочим, но это не так.

Во-первых, по заборной книжке хлеб обеспечен в этот день. У частных очереди, хлеба не стоят и т.д.
Во-вторых, одинокий человек может взять 2,189; ф. и ему хватит, а семейным надо или стоять как раз в очереди, или стоять как членам семьи. В ЦРК же выдают по количеству душ, на которые взята заборная книжка, т.е. на семью, с правом получения по норме на каждого члена семьи. Многие жалуются, что фунта или 1,189; ф. мало. Таким пока приходится стоять и в очереди к частникам. Впрочем, очереди пока небольшие. По заб. книжкам будут выдавать еще некоторые продукты: крупа, макароны, масло салатное или подсолнечное, по объявленной норме, (неизвестно как) на члена ли семьи или на книжку, в последнем случае многосемейные окажутся в худшем положении. Утром около частной пекарни была небольшая очередь. Один пожилой гражданин рассказывал, что членам ЦРК выдают по фунту и полтора в день хлеба и высказал предположение, что нетрудовым верно будут выдавать по 1,189; ф. Собралась кучка людей, человек в 10. Молодой парень лет 20 пытался разуверить собравшихся, но сделал это очень неловко, он начал криком и азартом, не разъясняя, а крича, если раньше настроение собравшихся было на его стороне, то он сам их оттолкнул, а когда он назвал первого дураком и пошла перебранка его совсем затерли. Я повел себя несколько иначе, указал, что его пока дают 2,189; ф. Разошлись. Оба спорщика евреи. Молодой работает у парикмахера. Горячий парень, с хорошими намерениями, но горячностью портит все. Второй безобидный человечек, напрасно молодой хотел его выставить как нарочно желающего сеять панику. Был у Г-ев. Их 5 женщин и 1 мужчина рабочий. Полагается в день хлеба 6,189; ф. ( 2 кг 600гр.), а у них уходит не более 5 ф. в день. Предлагали мне забирать излишек. У их соседей в семье 7 ч. – 5 мужчин, дело совсем иного рода. Г-и сами довольны карточной системой, и не приходится стоять в очереди . Действительно в некоторых ЦРК хлеб получают без очереди. Для одиноких цена фактически немного повысилась, 5ф. стоили и стоят теперь 28коп., 1ф. – 6коп., приходится брать только по 1ф. Давали в ЦРК по полуфунту без книжки, но предлагали обзавестись таковой; в дальнейшем будут давать только по книжке.

Двое говорили: если нет хлеба, можно бы усилить питание другими полезными продуктами, но яиц нет, масла нет и т.п.

Одна молодая женщина жаловалась, что муж ее бухгалтер, его эксплуатируют, он работает 12 часов в день. (Дело в том, что он безработный). и пошел на пробу на 2 м. в Ву[неразборчиво]ку [скорее всего название населенного пункта], там он старался и работал лишнее время, все для того, чтобы стать штатным работником, но учреждению выгодно иметь временных работников и они после 2м! принимают на пробу нового. С ее мужем это уже второй случай. Впрочем он возвращался со службы в 4 ч.дня. По-видимому, им живется недурно. Жена поручила сестре купить ей губную краску. Характерно, что говорила все о «них», т.е. о Сов.власти.

Вечером разговаривал с Ю.-М. Их убеждения особенные и мои отношения с ними особенные. М. говорил, что облегчение может произойти, если компартия вообще пойдет на уступки, в смысле расширения НЭПа. Нужно бы также уничтожить монополию в.торг [имеется в виду внешней торговли]. Вообще отмечали, что если затронуть одно кольцо, то нужно это сделать по всей цепи. Одно потянет другое. М. сказал- «Ленин был практик, он способен был всегда повернуть фронт на 180° , если понимал необходимость этого. Он признавал свои ошибки. Сталин же груб и считает, что всего можно достичь грубой силой» Он предполагает, что изменения будут, но неизвестно в какую сторону и кто их будет возглавлять. Рассказал историю о Луначарском и жене его, во время пребывания Луначарского на конференции по разоружению. История такова: Луначарский купил жене какие-то драгоценности (не то колье, не то ожерелье). Они присутствовали на обеде. Газеты поместили, среди прочих описаний, описание их одежды и зачислили это колье, и указали довольно высокую сумму его стоимости. На следующий день Луначарский послал в газету опровержение - заявив, что колье поддельное и стоит всего столько-то. Еще через день появилось новое опровержение – фирма объявляла, что она существует с такого то года, поддельными драгоценностями не торговала никогда и объявляла действительную стоимость колье в цифре = первоначальному описанию. Вскоре появилась в СССР статья Ярославского под названием не то «Легче на аванпостах», не то «Осторожнее на аванпостах», критикующая поведение Луначарского. Где появилась ст. Ярославского- не помню. М. заметил в конце, что все-таки разврат Луначарского исключение, а так «они» / руководители партии и СССР/ в личной жизни безупречны.

Я с Ю. слышал как бродяга, бродивший по Сев. Кавказу рассказал следующее :Крестьяне казаки в одной деревне отказались дать хлеб. Их окружили войска. Они заявили: «Хлеб есть, лишний хлеб, но дать не хотим, возьмите, только убив всех нас» Солдаты ушли. Ю. слышал, будто в Белой Церкви был еврейский погром, и убили 26 евреев.

Ю. отмечал то, что те партийцы, которые руководят, теперь получающие хорошее жалование, не понимают, что кому бы то ни было, может быть плохо. «Сытый голодного не разумеет. По их мнению, соц-м таки строится. Ведь им становится жить лучше».

М. заметил, что, по-видимому, от Англо-Сов. разрыва больше пострадал СССР. Кредиты в Германии и др. странах потеряны. Троцкий теперь очень популярен у рабочих. Даже у тех, которые раньше были против него под влиянием партагитации. Несмотря даже на то, что он еврей. Рассказал случай, когда Троцкий сам бросился в крит.[ический] момент один на неприятеля и увлек за собой красных. По его мнению, Троцкий, а также Фрунзе много выиграли в своей популярности некогда, благодаря нескольким таким случаям.

Рассказывали анекдоты о Троцком, а также антисоветские вообще.

Говорил с С.Р. Он за Сов. власть, за большевиков. «Хотя бы,- говорит он,- потому что еврей: и вообще много полит. прав. люди получили» Яростно критикует. Особенно не любит Днепрострой. «Зачем Днепрострой, когда нет хлеба, лучше покупать машины для крестьян»/ Я его повернул, что о Днепрострое судить - дело специалистов-экономистов, вообще же надо держаться равновесия, нельзя забрасывать одно для другого. Он почти согласен, но кричит: «Хлеба!» Он только за социализм, у него есть много хороших мыслей, но в общем путает. Особенно негодует на то, что когда экспортную живность все упаковывают в самые лучшие материалы, а стране ходят голышами. Ему кто рассказал, что послы польский, германский и др. написали своим правительствам, что в СССР назревает крах и потому, чтобы берегли Бесарабию(!?).

О Ленине хорошего мнения «Лишь дал НЭП в 21г.- [неразборчиво] большевиков». «Теперь такого же человека, который мог спасти страну «от» выслали». По его мнению, даже Троцкий теперь вряд ли смог бы спасти положение.

Мысли С.Р. иногда интересны, но выводы крайне упрощенны, часто беспочвенны и часто друг другу противоположны. Он сочувствует социализму, но сам мелкий буржуа пал по занятию, так и по мировоззрению. Однако давать характеристику его не входит в мои планы.

Я хочу отмечать в дневнике все, что я замечу в советской жизни, во всех ее проявлениях, могу я объяснять и пояснять отдельные моменты. Но в данном случае самому С.Р. отдавать много места нечего для его характеристики.

Вообще народ сегодня полон слухов. Много разговоров о хлебе. К вечеру, когда и у частников хлеб покупали почти без очереди, и вообще наступило некоторое успокоение, и настроение разрядилось.

Остальное все по-старому – люди гуляют, веселятся, отдыхают и т.д. Не заметно того, чтобы хлебный кризис передался на личное времяпрепровождения. Получив хлеб, предаются тем же занятиям, что и всегда.

Временно ли это или это затишье перед бурей?



Жаль, что не начал ведение дневника гораздо раньше.



Одесса 15/VI-.28 г.
Вчера сидел в саду; рядом две женщины, русские, одна – горожанка, пожилая, другая – крестьянка лет 38. Она то и горячо говорила о моде. Она восставала против того, что девушки носят очень короткие платья «до колен». «Маленькие дети носят, на то они и дети, но взрослые барышни, девушки, а если им скажешь, они отвечают – мода». Говорила горячо, но не враждебно к молодежи. Когда я вставил замечание – правильно, закивала головой. Там же проходила 45 летняя старуха, которую эта «ораторша» знает. Она рассказывала, что ей в виду старости много подают «евреи и русские тоже».

С хлебом теперь следующее положение. В ЦРК продают только по заборным книжкам. Очередей нет. Там же продаются без книжек, когда есть небольшие докторские хлебцы, побелее и подороже обычного хлеба. Около частных хлебных магазинов рано утром очередь, весь хлеб разбирают, а позже нет хлеба. Некоторые трудящиеся , например, прачки, безработные и т.п. жалуются, что они не могут стать членом ЦРК, так как не имеют свободных денег для внесения хотя бы небольшой части пая. Семейным рабочим, а также служащим более или менее хорошо, они получают хлеб в ЦРК , без очереди и если рабочему нужно более 600гр. в день, то это компенсируется тем, что жена и дети, часто малолетние нуждаются в меньшем количестве. Некоторым приходится однако получать в частных магазинах немного хлеба, дабы заткнуть дыру. Семейным, которые иногда должны получать по 4ф., 9ф. и т.п., в день для равного счета дают 5ф. и 10ф. (два таких случая я сам знаю). Они отдают часть хлеба даже больше этого излишка знакомым. С другой стороны, бюрократичная строгость иногда доходит до смешного. Мне Ю. рассказал случай, когда один работающий в артели во время перерыва на обед, хотел купить в ЦРК 1ф. хлеба, ему отказались продать, он долго шумел, Зав. звонил в Правление и там ответили «не продавать». После истерики хлеб был отпущен. Аналогичный случай, когда отказались продать 1ф. хлеба крестьянину мне рассказали сегодня, добавляя: «крестьянин сказал: «мы, когда будем иметь хлеб, вам тоже не продадим»». Источник этот, однако, сомнительный. Случаев отказа продать крестьянину 1ф. хлеба я сам свидетель.

По непроверенным слухам: в Яновке (вблизи Одессы) мужики взбунтовались, пошли толпой в Одессу требовать хлеба. Пригласили также евреев, также голодавших, идти с ними, те отказались, их побили. Из того же источника ходят слухи, что в Белой Церкви был еврейский погром, и было убито 26 человек.

Из Ленинграда мне сообщают, что там хлеба вполне вдоволь, даже с изюмом, затем, однако, сообщили, что пару дней там не было черного, а белого было вдоволь. По вполне достоверным источникам в Москве хлеб есть, однако там носятся слухи о введении карточной системы в виду того, что оттуда много хлеба в посылках отсылают сюда.

В Киеве и др. городах говорят-есть хлеб, а недостачей его затронуты Одесская губерния (бывшая Херсонская), Подольская, Волынская. Однако, одной моей знакомой прислали посылку – печенье из Черновиц, местечка Подлуб, там думают, что здесь голодают.

М. и Ю. рассказывают, что зимой в Киеве была забастовка на заводе Большевик. Этот слух дошел даже до Сибири, откуда знакомые Ю. спрашивали его об этом.

О том, что в Л-де на «Крас.гвоздильщике» была забастовка я слышал еще зимой. Там регулярно снижали расценки. В результате рабочих вполне удовлетворили. Но по слухам из враждебных ВКП источников, во время забастовки коммунисты штрейкбрехерствовали и их побили. Вчера в Одесских Известиях сообщалось, что за последнюю пятидневку июня по всей территории СССР заготовлено 55,5 тысяч тонн хлеба. За предыдущую пятидневку около 46 тысяч т.

В селе Кустарях образовавшем артели повысили пай, они яростно защищались, но принуждены были выполнить постановление, им из зарплаты отсчитывают. Банку Кустарей в общем нужно собрать 90 тысяч рублей. Ю. говорит, что, по-видимому, стал вопрос об эмиссии и лучше решили нажать на население.

Прибыло письмо от Н.Г. и А.М. из Германии ко мне и к Ю. Они спрашивают, есть ли тут белый хлеб. Н.Г. уехал 3-4 недели назад, А.М. полгода назад.

Они были в Берлине во время выборов в Рейхстаг. Все партии вели усиленную агитацию. Компартия потратила 2 миллиона марок(1млн рублей). Сообщают тоже, что и газеты - увеличение с.д. и к.п. бурж. партии главную борьбу вели с с.д.

В Штрелице, где они живут и занимаются всего 5 тыс. Жителей, ежедневно проходят 100 поездов. Улицы все мощеные и асфальтированные. Множество автобусов, автомобилей, велосипедов, мотоциклов. Почти каждый немец имеет велосипед. Цена его кажется 12р. Обед в студ. столовой 30к. В техникуме, где они занимаются студенты все правые. Развлекаются спортом и пьянством. Они выписывают из СССР «Правду» и из Берлина «Соц.вестник».

Получил письмо из Винницы. Хлеб там есть. В последнее время там он стоит как в др. городах. Не знаю, что это значит. Предлагают мне выслать посылку с съестным. Я конечно отказался. Вообще не нуждаюсь, и как другие проживут, так и я.



16/VI-28 г.
В магазинах (хлебных) Промсоюза большая очередь. С одной стороны горожане, с другой - крестьяне, последних не более человек 40. Выдают по 1 кило. Многие имеющие заборную книжку ЦРК становятся здесь в очередь и снова получают. Пайка им не хватит. При магазине немного милиционеров для порядка. Разобрали весь хлеб, и громадная очередь и громадная очередь осталась ждать новой выпечки. В магазине ЦРК в прошлую субботу выдавали на два дня. Сегодня в маг.[азин] №25 дают только на один день, завтра также будет открыто. Не знаю, признал ли это, что не хватит хлеба. В этот же магазин привезли пудов 30-40 белого хлеба. Люди говорят, что это для большевиков и т.п.; но это как-то не вяжется, ибо на днях я слышал, что в некоторых пекарнях выпекают белый хлеб для большевиков и его отводят для них. Было бы глупо производить двойную работу. Одна женщина говорила, вполне уверенно, что из белого хлеба сделают сухари, и будут выдавать по 1ф. неделю. Не знаю, признак ли облегчения ли это или вообще верно ли? Рассказывали, что у пекарей Промсоюза становятся в очередь ночью. Гуляют с 1ч. дабы милиционер не приказал разойтись, а позже становятся в очередь.  Правда, сегодня я наблюдал как некоторые знакомые в течение 1-2часов взяли хлеб.

Соф. Бор. рассказывала, что сестра Рязанова, известного коммуниста, писала своей знакомой, что в Москве белого хлеба нет, только черный. Сомневаюсь. Ходят слухи, что крестьяне энергично прячут хлеб, зарывают настолько глубоко, что сверху можно сеять. Ясно, что это временно, а также то, что они говорят: «Лучше пусть пропадет, а продавать не будем». Кто, конечно, не пойдет на это, ибо деньги имеют ведь определенное значение и могут так забрать. Это конечно голод влияет, это ясно, но так резко, политически вопрос не стоит. Вечером в городе ничего не заметно, масса гуляющих, клубы, кино и т.п. переполнены. Но язва точит внутри. Главное, неизвестно почему нет хлеба, потому ли, что боятся за новый урожай или предыдущий был плохой. Недоброжелатели Сов. власти представляют дело, что вообще не из-за неурожая нет хлеба. «Сталин и К, ведь сказали, что еще 4 года мы будем без хлеба»- таков их довод, кажется не речи Сталина и К.


20/VI.
Записываю за несколько дней. Одна женщина рассказывала, что при покупке мяча в ЦРК надо иметь книжку ЦРК (т.е. быть членом ЦРК) и привести с собой ребенка. Был у знакомых, там был один молодой человек-студент ИНХ, русский. Прочли фельетон М.Кольцова в «Правде» за 14 или 15.06 об истязании Кауфмана антисемитами и т.д. Студент этот возмущался, как и все, он выразил мнение, что, не будучи трусом, отбрив как следует хулиганов, можно отбить у них охоту к разным штукам. Он, как видно, коммунист. По его мнению антисемиты имеют корни в торговых кругах, в которых еврейские торговцы под давлением обстоятельств принуждены конкурировать с русскими торговцами /фельетоне хулиганами выступали исключительно охотнорядцы Москвы/. В торговых кругах всякий нажим Сов.власти объясняется исключительно так «жидовская власть» не замечая, что этот нажим так же падает и на еврейские торговые группы. Сильны также антисемитские тенденции у интеллигенции, вернее полуинтеллигенции, которые имеют интеллигентную профессию, но по своему мышлению, интересам самые простые мещане. Но у них антисемитизм не принимают таких хулиганских выходок. Среди крестьянства также наблюдается антисемитизм. Он между прочим объяснил враждебность даже к еврейским колонистам, которые занимаются ведь продуктивным трудом так: крестьянин видит, что евреи приезжают с некоторой суммой денег, строят домики и т.д., и делает вывод, что правительство им дает, а он все должен сам добывать. Крестьянин очень упрям. Ему объясни, что правительство не дает денег, что деньги дают еврейские организации, что евреи, продав свое имущество и т.д. имеют некоторую сумму денег, поймет, что все это так, но все-таки скажет снова старое. Между прочим, студент этот высказал следующий оригинальный взгляд, для того, чтобы скорее исчез антисемитизм, евреям надо так же не отделяться от русских. Он выступил большим сторонником смешанных браков.

Там же была приезжая из г. Балты. Там хлеб покупают, стоя в очереди. У всех жителей есть запасы муки, но они даже в самых трудных моментах не используют ее, а стоят в очереди за хлебом, так как боятся, что будет голод. Впрочем, она сама привезла в подарок несколько сдобных булок.

Говорил М. о хлебном вопросе. Когда я рассказал ему, что С.Р. мой знакомый утверждал, что нет хлеба потому, что вывезли его заграницу, он расхохотался. В 1927г. Было вывезено 26 млн. пудов, а до войны вывозилось 400 и более млн. пудов хлеба; я заметил, что кроме этого целый ряд областей покупавших хлеб отошли от России. В 1928г. по его словам, почти не вывезено. Когда же я со смехом рассказал ему, что по мнению С.Р. заграница нарочно покупает наш хлеб и др.продукты и выбрасывают их в море, для того чтобы в СССР был голод и большевики слетели, он посмотрел на меня и спросил не рехнулся ли я, что передают такие сказки. По его мнению, хлеба нет исключительно из-за боязни мужика за урожай. Влияние на ослабление положения ВКП. Это не может иметь, ибо с урожаем все выровняется. Правительство еще имеет громадные запасы хлеба, но в те места, где наибольшая недостача, нельзя посылать, да бы там не остаться без хлеба, карточная же система введена для того, чтобы сохранить на сколько можно запасы, вести все планово, а не стихийно и бороться со стихией, на случай также неурожая, чтобы можно было продержаться. Все это я сам знаю, но привожу это в дневнике для того, чтобы показать, как относятся к вопросу более или менее понимающие положение люди и на какие выдумали толпы, попадаются не глупые люди, но малообразованные вроде С.Р.

Недавно здесь нашумело дело работников, чл. правления РКХ, масса безобразий, растрат и т.п. М-с (родств. С.Р.) говорил, что он слышал, что это дело уже давно было у прокурора, но его замяли, так как во главе РКХ стояли видные коммунисты, теперь же когда народ возмущен слухами, недостачей хлеба и т.п. надо ему забить голову чем-то другим, потому и выдвинули снова это дело. Это конечно смешно, возможно только, что один раз удалось застопорить ход дела, но не потому, что власти Одессы не хотели нагнать коммунистов, а из-за преступной связи с обвиняемыми тех, кто должен был делу дать ход. Тем более, что М-с сам говорил, что на суде спрашивали кто был прокурором тогда и выяснить не могли.

Получил письма из Ленинграда. Предлагают спечь что-нибудь и послать мне. Я отказался. Моей родственнице Н.К. родители из Ленинграда посылают по почте белый хлеб, так как ей нельзя есть черный. Большую часть своего пайка она отдает, достается и мне. С трудом стоя по утрам в очереди получает она сухари в ЦРК.



17/VI.1928
В воскресение, в мою хлебную лавку ЦРК не доставили во время хлеба. Заведующий обещал через 10 минут, а это длилось до 2 часов. Он звонил по телефону, но ничего не помогало, пока выпекли, и доставили, прошло 2 часа. Стояла очередь человек 60-70. Один рабочий очень волновался. Он ссорился с заведующим, а когда ему в конце концов разъяснили, что тот не виноват, он ответил, так центр виноват, думая этим правл. ЦРК и предлагал пойти туда. Его спросили, что же демонстративно идти, он ответил : «Да, но чтобы вы все шли». Когда получил хлеб – успокоился. Евреи между собой говорили следующее: «Одна женщина взяла для себя 3ф. хлеба, у нее был знакомый крестьянин и он должен был уехать, она ему дала 2 ф. хлеба, а сама осталась с 1 ф. на семью. По ее мнению, надо быть с крестьянами в хороших отношениях, у них забирают хлеб и они озлоблены». Другой еврей, наоборот, кричал, что надо забрать у них хлеб, они его прячут. Теперь они приходят в город еще за хлебом. В 20-21 гг. во время голода они за хлеб шкуру драли, а теперь им отдают, вот как эта женщина по себестоимости. Ему отвечал другой, что так нельзя, они работают и забрать у них весь хлеб и оставить голодать нельзя.

Карточная система на хлеб трудно проверяема и дает возможность служащим ЦРК давать много хлеба знакомым и др. так и поступают. Проверить можно только относительно всей суммы во всем городе, а даже если граждане будут покупать только в определенной лавке, как теперь строго заведено, то все же трудно по количеству талонов, которые остаются в лавке, за день установить количество хлеба, выданного за день. Ибо из каждой книжки вырывают ежедневно один талон, если семья из 3 человек, дают 3 ф., если из 2 человек – 1 ф. и т.д., рабочим, соответственно, 1,189; ф. Для установления точной цифры надо еще иметь полный список получающих в этой лавке хлеб и проверять тогда уже трудно, или вернее даже невозможно, тем более, что иногда некоторые хлеба не покупают и трудно установить. кто и из скольких членов семьи не получал. Следовательно, общее количество хлеба в лавке всегда более чем достаточно, ибо еще никто не уходил без хлеба. Продавцы часть даже продают тем, кто очень просит по 1 ф. или 2,189; ф. даже без книжек.

Ю. рассказывал, что в одной хлебной лавке служит один молодой человек, которого он знает за секр.сотр. ГПУ.

В «Правде» сообщалось, что виды на урожай по яровым выше средних, а по озимым средние. По ржи лучше, чем по пшенице по РСФСР и вообще др. респ., кроме УССР лучшие, чем в УССР, где на последнем месте Степовой край (Одещина). В общем, виды на урожай на яровые выше средних, а на озимые – средние.



21/VI.1928г
В общем, с хлебом стало как будто легче. Не члены ЦРК встают в 5 часов и получают в частных лавках талоны, и потом, как только выпекают, без очереди получают хлеб.

Всем членам ЦРК вчера выдали 1 кг белой муки по цене 15 к.    Я также взял, и хозяйка спечет кое-что. Рассказывают, что прибыли 2 вагона белой муки, для Одессы это значения не имеет, выдавать 1 раз белый хлеб, нет расчета, и потому выдали белую муку. Я сомневаюсь в это верить, ибо есть белый хлеб также, и если бы прибыли 2 вагона, их бы оставили для белого хлеба. В мою лавку ежедневно привозят белый хлеб, из него делают сухари и, возможно, также развозят по больницам. Я советовал моей больной родственнице Н.К. обратиться куда надо, и может быть, ей бы выдали белый хлеб.

Гражданка Г.Г., жена С.Р., тип городская мещанка, так она очень добрая, но наука на всякие слухи, относится к ним не критически, да и этого от них требовать нельзя. Итак, она рассказала мне следующую историю, достигающую высших сфер фантазии: будто бы Антанта в прошлом году заявила СССР, что бы продали или выдали им весь хлеб, не то они будут воевать с нами. Так и сделали. Пришлось… Они это потребовали для того, чтобы был голод и большевики слетели. Но теперь они сжалились и заявили: «Видите, что мы можем сделать, но мы не хотим, на те весь ваш хлеб обратно» и начали отправлять весь хлеб сюда обратно. Поэтому выдавали муку по 1 кг. И скоро будет белый хлеб. Где она слышала эту историю - не знаю. Но вполне уверен, что всего выдумать не могла, я ее хорошо изучил. Затем недалеко стоящая от нее, в отношении бабских сказок женщина (Н.К.) и Г.Г. также рассказала, что все равно будет скоро белый хлеб, ибо разрешили частникам покупать зерно у крестьян и молоть его самим. Они будут платить дороже, им крестьяне будут продавать и белый хлеб будет, но будет стоить дорого.

Хотя это менее фантастично предыдущей истории, я не верю в это по вполне известным соображениям. Это значит полный срыв гос.хлеба и монополии и т.д. и т.д.

В «Правде» теперь есть отдел по дискуссии о новой программе КП. Критиковали т. Варгу, который утверждал, что революции в др. странах этап военного коммунизма неизбежно должны будут пережить, а НЭПа, смотря по обстоятельствам, не обязательно. Статью Варги, к сожалению, не читал. Из критики его мне кажется, что он немного близок к Троцкистским оппозиционерам по идеологии, хотя это у него еще не ясно и не очерчено. Критикуют же его также по тем вопросам, по которым он близко соприкасается, по моему мнению, с троцкистами. Но самих выражений «троцкист», «оппозиция» и т.д. нет, нет и резкости, которая в дискуссии перед XV съездом ВКП. Кстати об оппозиции: о Троцком ничего не слышно, прежняя молва, анекдоты и т.д. затихли. Однако, по-моему, не забыто и не изжито, а загнано внутрь. Увидим, что будет.



28/VI.1928г
В магазинах Промсоюза, где продавался хлеб для членов ЦРК, теперь есть хлеб по утрам почти без очереди, а днем вчера было сколько угодно без всякой очереди. Этот хлеб грубее цероковского, но стоит дешевле 10п. – 1 к. В магазинах ЦРК и ГПО также часто давали в последние дни по ½ - 1ф. без заборной книжки. Белые булочки видны у лотков и лотошников в большом количестве. Ю. рассказывал, что герм. с.д. заявляли ( это было в «Правде» ) , что с приходом их к власти, СССР нечего будет бояться агрессивных шагов Германии, но им конечно небезразлично, каково отношение правительства СССР к социалистам, инакомыслящим с большевиками. В нашей прессе появились ответные замечания со смыслом «не вмешивайтесь в наши внутренние дела». По мнению Ш., приход к власти в Герм. .с.д. был бы очень полезен для СССР, так как в последнее время взаимоотношения с Штреземаном все обострялись. Говорил с ним также о проводимой сейчас самокритике. По его мнению, надо делать из самокритики выводы также, а именно против диктатуры ВКП. Он считает, что громадное количество таких случаев, как Смоленское дело, дело РКХ в Одессе и т.д. и т.д., уже явственно показывают разложение ВКП и вообще ее перерождения.

Говорил с С.Р., он большой любитель театра и кино, имеет понятия в них такие: Мейерхольд ему не нравится, так как по его мнению, он коверкает реальность в своих постановках. Он очень хорошего мнения о дореволюционном кино, нынешнее – партийное, ему, за редким исключением, не нравится. Вообще в этой отрасли мистические и романтические сюжеты, полные личных драматических переживаний, ему нравятся. О новой литературе он плохого мнения, хотя почти ничего не читал. «Старые писатели наверное не употребляли слова- «даешь»». Когда я ответил, что это нужно, если желают показать описываемую жизнь, как она есть, он принужден был поддаться. Я привел ему в пример Фадеева и его книгу «Разгром», которую я ему в слух однажды прочел и он согласился, что хотя Фадеев новый писатель, но все же является художником, правильно отобразившим жизнь.

Характеристика С.Р. была бы интересна, как типа образованного, более или менее, мелкого буржуа, понимающего несправедливость капитализма, необходимость социализма (только из-за справедливости), но не желающего принимать участие в борьбе за социализм и даже пострадать хоть немного от борьбы за него других. Тип, которому нравится старое, хотя понимают смутно, что оно не должно и не могло продолжаться вечно.

Во дворе, где я живу, у одного торговца переписали имущество, при чем некоторое время назад у него уже вывез Финотдел мебель. Он рассердился и разбил его. Жена и дети (взрослая барышня) подняли плач, сбежался народ, их успокаивали. Моя хозяйка рассказала по этому случаю, как у нее тоже пропало много ценного, и она не волновалась так. Привела случай, как у нашего общего знакомого б.[ывшего] буржуя вывезли мебель, которая в мирное время его стоила 4000 р., а он теперь живет вполне благополучно без роскошной мебели, вполне спокойно и зарабатывает себе на жизнь.

Кстати дочь этого торговца, который разбил зеркало, не так давно поражала своими туалетами. Неужели надо было допускать до того, чтобы не платить в Ф.О.? Если же не было действительно средств, то не надо было так греметь, и можно было самому продать. Но отмечаю, что подробностей не знаю, и судить именно об этом деле не берусь.

Характерно отношение евреев к русским. Во время этого история: одна обыкновенная еврейская мещанка до мозга костей (Г.Г.), предположила и несколько раз выразила это словами ко всем соседям: «Не издох ли дворник?», который давно уже болен. Между прочим, такие люди обладают способностью к ненужным обобщениям, так ее какая-то караимка обидела, и она вывела, что след[овательно].: все караимы – злые люди. Я, конечно, немного отбрил ее по вопросу о смерти дворника. Но она привела мне такой пример, все русские – хулиганы, но если когда-то в местечке был богатый помещик, около которого евреи зарабатывали, то после его смерти, не говорили, что он издох, а умер. Я ей еще раз отбрил, указав, что так говорили, потому что он был богат, но. Впрочем, мои взгляды и их словесное выражение считаю ненужным записывать.



2/VII.
Недавно говорил с двумя девушками Ли. и Кл.; обе сироты, у них родители были убиты во время погромов, у первой – в Херсоне, у второй – в Городище. Они рассказывали мне, как это произошло, и как они спаслись. Ужасные истории. Обе они из современных девушек. Кл. работает на сах.[арном] заводе и получает 35 р. в месяц. Работа на заводе сезонная, 7-8 м. в году, 1 м. дают отпуск и приходится месяца 3 быть безработной, получая пособие в 50% зарплаты, но некот.[орые] находят себе работу. Летом зав. работает круглые сутки, в три смены. Они очень много говорили по поводу курения и питья.

Характерно, что они выступают против курения женщин, считают, что мужикам также не нужно курить. Недовольны на пьющих. Свое свободное время проводят в клубе, редко гуляют. Одна в комсомоле. И там есть открытые антисемиты. Они имеют знакомых русских. С одной русской даже в хороших отношениях, по их словам они к ней относятся хорошо, а от нее иной раз заметишь несколько враждебное отношение, хотя поводов они не подают. Говорили о том, что они вообще за Сов.[етскую] власть, но евреям в особенности надо держаться Сов.власти и припоминали погромы.

Мне случилось на днях провести ночь на воздухе. Я до 2 ч. Гулял в саду, насыщенно проститутками и повсюду ими и вообще «гулящей» мужской молодежью. Проходящий милиционер не трогал никого, только пару простит. он переспросил – «цвета глины», и будил всех спящих на скамейках.

Спящих также довольно много. Под утро я проходил в том же саду, было уже часов 5, в поле светло, (светает в 4 ч), и я увидел интересную сцену, составив почти правильный квадрат в 3-4 аршина стороною, лежала группа беспризорных, переплетя ногами, руками и т.д. Закинув голову иногда в прямо там невозможное положение, так лежали они.

Этой ночью я несколько часов стоял и смотрел как в другом месте, рабочие производили автогенную сварку рельсов, раньше рельс перепиливают в том месте в том месте, где он испорчен с двух сторон и вынимают брусок, это всегда в местах заклепки, затем вставляют другой брусок, заклепывают и производят сварку. (Далее неразборчиво)

Хороший рабочий успевает в ночь (5-6-7 ч. работы) выполнить 8-10 брусков, т.е. сделать 16-20 резок. Новичок вдвое меньше. Раньше это делали вручную. Освещение они получают также из проводов посредством листов соединения их с рельсами посредством грузила из куска железа.

Автогенная сварка производится также электричеством, но для нее стоят специальны трамваи, в которых машины вырабатывают нужную энергию. Яркий свет ослепляет человека. Во время получения, когда происходит сплавливание рельса, рабочий одевает вроде ящика с окошками на голову и так наблюдает за своей работой. Между рабочими были и евреи, и русские. Взаимоотношения между собой товарищеские. Начальник их более знающий, не командует, а советует. Работают весело и гордятся успехом.

Характерно, что всегда было несколько человек, которые наблюдали из интереса за работой.. Рабочие даже удивились: «чего это вы спать не идете?»

Утром в садах города можно было найти много вполне хорошо одетых людей спавших, или дремавших на скамейках. Много молодежи также встречалось на улицах, возвращающейся откуда-то. Ночью были и веселые сценки, в одном доме всю ночь пели и веселились, дверь была открыта на улицу, некоторые выходили. Видна была и склоняющаяся молодежь. В др. месте семья русских веселилась также всю ночь. Стоял стол полный всяких блюд. Это было с субботы на воскресенье.



16/VII.
Получил известие из Ленинграда. Черного хлеба там нет, стоят очереди, белого сколько угодно, качество его немного хуже. Уже снимают во многих местах новый урожай. По газетам известно, что во многих местах закупают хлеб на корню. Белый хлеб у частников тут есть 30 к. – 1 р.

Недавно слышал как говорит один старый рабочий-табельщик, по-видимому больной. По его мнению, если приходится страдать некоторое время, так надо страдать, белого хлеба нет, есть черный, и помнить всегда, что надо положить конец такому о-ву [обществу], где возможны эксплуатация и бедность, а для этого надо и пострадать немного: «если мы не доживем до соц-ма [социализма], то чтобы дети хоть дожили».



18/VII-28 г.
Недавно одна очень бедная женщина, живущая в моем дворе, муж которой болел, а сын – студент в Красной армии, рассказывала следующее: она торгует папиросами, спичками и т.п., вещами, живется ей очень плохо, и вот к ней все время приставал постовой милиционер, чтобы она ему платила 2 р. в неделю, а то он не будет пускать ее стоять. Она пошла в милицию и рассказала там, в результате милиционера сняли с работы. Теперь к ней пристает надзиратель, не требуя пока открыто денег. Рабочие – она торгует возле биржи труда – вступались за нее, и один даже заявил надзирателю: «вы служите нам, а не мы созданы для вас». Она решила идти снова в милицию жаловаться на этого надзирателя, так как он к ней сильно пристает, и вообще просит, чтобы ей разрешили свободно торговать, так как она очень бедна и может представить соответствующи  документы.

Белый хлеб есть у частных- 30 к. фунт. Черный в ЦРК по 4 и по 5 к. фунт. Качество его все улучшается.



22/VII.
Недавно получил письма из Ленинграда и Винницы. Из Ленинграда пишут, что там недостача черного хлеба и за ним стоят большие очереди. Белого есть достаточно и его покупают без очереди. Цены те же. Вообще в Л-де рабочий народ ест лучше черный хлеб и кроме того он дешевле, этим объясняется то, что хотя белый есть без очереди, все же ищут черного.

Качество белого хлеба, как сообщили мне, несколько ухудшилось.

Из Винницы сообщают что там «колоссальные очереди. Выдают по одной 1 ф. на человека». На каких условиях не известно.

На днях приехал один человек из Тульчина, он привез 2 пуда белой муки, которую и продал, кажется по 13 р. пуд. Платил он, кажется, по 4 р., но он говорит, что 8 р. Отсюда он повез какие-то вещи. Он бы хотел организовать со своим братом, живущим здесь, регулярную доставку муки, но по почте это невозможно устроить. Государство повысило цену на муку до 132 к. за пуд.

В последнее время были доклады т. Сталина, Рыкова, Коссиора на собрании партактива в Москве, Ленинграде и Харькове. Много уделено места хлебному вопросу. По-видимому положение улучшается. С новым урожаем, который оказался хорошим в общем (хоть он пошел хорошо восточнее, где съемка позже и откуда подвоз хуже), положение выравнивается, первое время белого не будет верно, так как необходимо создать соответствующие резервы. (Подробнее см. газеты между 10/VII – 21/VII).

Сегодня в местных газетах сообщается, что на Украину, исключительно на село, отправлено 170 вагонов товаров, и сверх того 40 вагонов мануфактуры.

В Одессе теперь находится Черном. воен. флот. Происходят маневры с участием с участием судов Совторгфлота. Рабочие наблюдают их, многие взяты на борт.



28/VII.
Вчера со мной произошел небольшой эпизод, который хотя и не имеет отношения, по крайней мере близкого, к этому дневнику, я все же запишу.

Часов в 11 в.[ечера] я сидел на бульваре на скамейке, на некотором расстоянии от меня справа сидели две барышни. Вдруг слева от меня подсел какой-то высокий сильный и можно сказать красивый мужчина и начал пристально смотреть мне в глаза. Я долго не отводил взгляда, столь же упорно смотрел на него. Затем, изумившись, наконец, я его спросил: чего он так смотрит на меня, получив ответ – «так мне нравится», не зная, шутка ли это или дерзость, я все же ответил «что ж на вкус – на цвет т-ща [товарища] нет». Через несколько минут мой сосед сказал мне: «вашим соседкам скучно», в ответ на что я предложил поменяться местами, он согласился и даже поблагодарил. Как только он сел около них, он сейчас же начал разговор, затем хотел было даже под рукой ближайшей соседки зажечь спичку, потушенную ветром, но его притязания были отклонены и он закурил без их помощи. Он хвастал, что он приезжий из Харькова, соседки не верили, и спрашивали: откуда с Ришельевской или Екатерининской? В самом скором времени он попытался обнять свою соседку, но ему не удалось. В этот момент я немного усмехнулся про себя. Он сейчас же спросил: «чего вы там хихикаете?» Это меня возмутило, и я предложил оставить свои шутки для других. Он мне ответил, и в общем произошла маленькая словесная перепалка. В конце он спросил соседок, не влюблен ли я в них, на это я ему посоветовал меньше любопытничать. Он перешел на угрозы. Я их конечно не испугался и отвечал в том же духе. Соседки также вступились за меня, мы его вывели из терпения, и он сказал, что сидит между мальчишкой и девчонками (барышням было лет под 25), на это я добавил «а в середине пустота». Он предложил мне идти с ним, я согласился, тогда он заявил, чтобы я подождал до конца папироски, я сказал, что ждать не хочу и никуда не пойду. Снова перепалка. Снова предложил идти, я сказал, что пойду в район, он было согласился, а затем отказался, и мотивировал тем, что в район для него было бы очень хорошо. Соседки ушли и звали меня также, я отказался, и остался с ним наедине. Он еще посидел, посидел, и ушел, на некоторые его замечания до ухода я не отвечал, и в конце мы сидели молча. Парень этот был 28-32, богатый, как видно, хорошо одетый, купил цветок и дал на чай щедро.

Я рад, что не осрамился в этой стычке. Правда, оставшись наедине с ним, я ожидал удара, но хотя я по сравнению с ним муха, приготовился несколько.

Один грех у меня был в этой истории, я не без умысла предложил ему поменяться местами, хотелось понаблюдать как он себя поведет, а этого делать нельзя было; мораль сей истории такова: поменьше интересоваться наблюдениями, вернее не создавать таких условий для наблюдений, ибо в данном случае я слишком далеко зашел, предложив ему поменяться местами, он мог их еще грубее оскорбить. Нельзя наблюдать, жертвуя, так сказать, человеческим материалом. Отсюда вывод, если поменьше наблюдать, то больше действовать, конечно, в другом направлении. К чести бульварной публики должен сказать, что до ухода этого типа, рядом с ним сел молодой человек, который по его уходе сказал, что он присел специально, на случай если тот меня будет бить. Писатели, часто описывают жизнь людей как непрерывную цепь событий. Но очень часто бывают такие или другие отдельные эпизоды, которые на дальнейшую жизнь не влияют, или влияют в очень в малой степени, а между тем их описание придает еще больший интерес произведению, и в то же время более его реализирует, давая вместе с тем более широкую характеристику главного героя произведения.



17/VIII.
Сидя в саду, слышал разговор двух девушек о комсомоле. У них в ячейке оказывается на собрание приходят по 5-6 чел. Это явление продолжается очень давно. Бюро ячейки поэтому принуждено «для близира» устраивать открытые собрания.

База пионеров по случаю годовщины передавала в КСМ 8 чел. По поводу одной девушки Розы выступал один парень против ее перевода в КСМ. Оказывается он раньше к ней приставал, а она оттолкнула его, поэтому он высказывался против нее, назвав ее даже глупой и ни на что не годной. Неск.[олько] месяцев тому назад он же сам уговаривал ее переходить в КСМ. Из разговора можно было узнать, что Розу все же перевели, подкладку, почему парень голосовал против нее, все поняли. Вообще об этом парне все плохого мнения. Еще один мальчик голосовал против, догадываются потому что его не выделили для перевода в КСМ. О Розе самой они следующим образом, она предана КСМ и сознательна, хорошая девушка вообще, но мало развита, но своим чутьем все понимает.

Недавно был у одного парня Ю.Д. Он вроде артиста, работает в Жив.Газ. «Молот». Видел их постановку также. Играли № 13 Биркенход играет в половине сатиристических произведений и др.. Играют сносно.

Но нравы этих артистов оставляют желать лучшего. Камни и те должны были бы краснеть. Я все же не краснею. Спорить с Ю.Д., я об этом не спорю, так как знаком с ним уже давно, еще из Г.Г. и не хочу напоминать ему о себе того времени.

Вся циничность его и некот.[орых] его товарищей так или иначе /неразборчиво/ своим объектом отношения к женщине.

Между прочим, была у него один раз жена или невеста его коллеги, она также не отставала.



Вчера был убит один б. беспризорный Дроганов. История такова: Дроганов был беспр., затем попал в ОКПД, убегал, возвращался, наконец, совершенно преобразился, поступил на завод, и стал вполне человеком. Вчера его убил один беспризорный, по-видимому, за старое. Перед похоронами были речи. Страстно говорил один. Он звал не к мести, а еще к большей работе по уничтожению беспризорности. Девочки б. беспр. плакали. Одна, как видно, невеста Др., особенно убивалась и все время кричала Леня, Леня.

В шествии принимали участие много бывших беспризорных

Видно, что с ними проделана громадная работа, давшая хорошие результаты.

24/VIII.
Есть еще наивные люди. Вчера один гр-н совершенно определенно заявил, что Сов. власть более месяца не продержится.

О нынешних матерях. Я всегда придерживался того мнения, что чаще всего портят детей матери. Они не строги когда нужно, зато очень часто несправедливы к детям, вымещают на них свое плохое настроение, с другой стороны, потворствуют часто. Яркий пример Н.Б. У нее двое детей, девочка Н. 10 лет и мальчик Л 8 лет. Она вдова. Мальчику она потворствует, а к девочке строга. И что же. Девочка хоть и слаба, но в школе первая ученица, послушна, любит ужасно мать и брата. Л. же, наоборот, плохой мальчик, действительно злой, издевается над сестрой и матерью. Ругается и т.д. Но мать его не наказывает, наоборот, если мальчик пристает почему-то к Н., она уходит от него, он за ней, и так неск. раз, и бьет ее, она (мать) еще кричит, почему она не допускает, чтобы Л. ее бил(!). Не знаю, что тут, или излишняя любовь к Л., но это уже настоящая, а глупая любовь к нему. Или слабость воли, потому что для перевоспитания Л. нужны усилия, а она хочет «жить спокойно».

Результат. Л. уже дошел до того, что бьет мать /неразборчиво/, а вторым результатом будет в конце концов испорченность Н., в лучшем случае хоть в ту сторону, что она станет беззащитной, слабовольной, несамолюбивой девочкой.

Другой случай. Г. на Г.Г. имеет мальчика 13 лет – М. Так он вполне хороший мальчик, неиспорченный, услужливый, и любит мать. Но, лентяй, и неважно занимается. Мать прикрикивает на него: М. пиши, читай, и т.д., но когда, тогда он уже не слышит ее, когда он далеко, а если он слышит - говорит это без повеления, на ветер, а он и в ус не дует. А потом она жалуется, что он не хочет заниматься. Но иногда, редко, когда он читает, та как раз тогда находит, куда его послать. Тут непоследовательность и полное незнание как воспитывать + отсутствие характера. Но о характеристике Г.Г. в другой раз. И в М. она воспитывает отсутствие самолюбия. У некоторых соседей была привычка посылать его в разные места, и давать за это печатки и т.д. Вначале ей было стыдно, и она запрещала быть на посылках, но он все же делал по-своему, та говорила: «так хоть не бери денег, мне стыдно». А вчера, когда к одной соседке прибыла телега, и так как той не было дома, Г.Г. ее приняла, дала рассыльному 10 к., она сказала М., чтобы он сказал, что было уплачено 15 к.; вот оно воспитание уважающих себя граждан.

Правда, это все мещанство. Напр.[имер] Г.Г. не может понять, как это я согласен уплатить 10 к. за открытку мне без марки, она бы ни за что не приняла «от кого бы она не была».



Недавно говорил с одной девушкой. Интеллигентная и образованная. Вообще хорошая девушка. Кажется одесситка. И она ясно заявила, что одесситов ненавидит. И, по-моему, есть за что. Основной тип тут следующий: люди не знающие мало-мальски ничего, не потому что не могут узнать, а потому что гулять по Дерибасовской, быть в кино и т.д. приятнее. Много тут видно парней лет 15, с галстучком, одетых безукоризненно (но внутри пусто). Держатся с апломбом, а когда сойдешься ближе, то снова увидишь пустоту. Например, некий М.Р. говорил со мной однажды по политическим вопросам, я был убежден, что он из себя кое-что представляет, затем начал сомневаться, наконец, он попался, со всем его апломбом он оказывается не знал, что Америка была раньше не известна европейцам, Форд, там, по его мнению, существовал испокон веков. Не знал о существовании рев.[олюционного] дв.[ижения] в России до рев.[олюции] 1917 г., но говорил с таким апломбом о движущих силах революции и т.д., что «заткнул» бы Ленина кажется.

Характерная черта одесситов то, что по евр.[ейски] обозначается словом «швыц». Внешность для них все. Раньше браки иногда в 16 лет. Разврат. Отсутствие высших интересов. Шутки большей частью не уместные. Грязь под хорошим костюмом тогда грязно как в помойке. Люмпен-пролетарский шик, ходят с расстегнутой грязной рубашкой, шапкой набекрень. Красят губы, утром, когда идут вылить помойное ведро, не умывшись еще.

Работу делают как-нибудь.

И потому мещанство, мещанство, мещанство, и шутки.

Есть, конечно, достойные люди. Но не те, которые известны, как там одесситы.



27/VIII. 25/VIII был в Доме евр.[ейской] раб.[очей] культуры или что-то в этом роде.

Кто-то говорил о Биро-Биджане. На мой взгляд, такая постановка до про-ды [пропаганды] не дает кроме вреда. Оратор был какой-то захудалый. Говорил тихо, тихо, что и первые ряды не слышали. На шум в публике не обращал внимания, а молол себе как на заказ. Публика посмеивалась, разговаривала, и с нетерпением ждала конца, надеясь на концерт.

С.Б. жаловался, мы говорили о выборах в Советы. Он выбирал вместе с организ.[ованной] массой и негодовал на то, что прошли коммунисты (которые не могли быть организ. [в организации]), /неразборчиво/

По его словам, все голосовали за список КП без интереса, лишь бы идти домой, а воздержаться также невозможно было.

Он считает, что тут агитация и потому все там лгут. Считает также, что есть дикт.[атура] над пролет.[ариатом], а не пр-та [пролетариата].



29/VIII. Приехал парень из Винницы. Служащим, рабочим и т.п. выдают ½ ф. хлеба в день. Выдача распределена по многим пунктам и очередей нет. Частным также дают по ½ ф. хл.[еба], но в неск.[ольких] пунктах и они образуют большие очереди. На базаре есть ск.[олько] угодно хлеба белого и черного, но и стоит дороже.

Получил известия, что в Киеве стоит хлеб белый 11 к. и вполне свободно продается.

В Л-де [Ленинграде] и Москве хлеба ск.[олько] уг.[одно], но муку трудно достать, это создает трудности для всевозможных куст.[арных] предприятий.



На днях тут была интересная лекция ленинградского инженера, побывавшего в СШСА (правильно САСШ (Северо-Американские Соединенные Штаты), название США того периода – Д.Б., А.К), о Форде и о грандиозных достижениях техники в Америке; ряд экономико-технических вопросов, например, о Форде через 10 лет и т.п., а также ряд научных вопросов такого, например, характера, как излучение лучей из мозга людей и т.д. и т.д. Со всеми этими вопросами я отчасти знаком и, например, о сравнении излучения лучей из мозга людей с радиотел. волнами, и, таким образом, о том, что может быть на этом основано то, что мы иногда чувствуем, что на нас смотрят соседи и т.п., я еще не зная о постановке этих вопросов совр. науки, сам думал, говорил моим знакомым, все же я очень хотел попасть на эту лекцию. К сожалению, не удалось, так как был занят. Отмечу, к чести одесситов, что у входа была необычайная толпа; как видно, в Одессе есть еще люди, интересующиеся не только пудрой и любовными романами попикантнее.



4/IX. Приехавший парень из Винницы экзаменуется в Медин, зовут его Гриша Д. Он рассказывает, что на 1м экз. член комиссии, диктовавший тему на диктант по укр. яз., заявил самым грубым образом, что те, которые будут переговариваться и т.д. будут выгнаны вон. И ищет, даже слова не испустил. Все были оскорблены, но настрадавшись перед экз.[аменом] (это же экзамен 2ой и 3ий раз) и т.д. ничем не реагировали ибо боялись. Наплыв в Медин огромный до 1000 ч. на 110 мест. Многие идут в Медин, хотя их тянет в технич. вуз, но так как туда невозможно попасть, то пошли в Медин, ибо, хотя бы став врачом, можно быть материально обеспеченным. Гриша сам также интересуется не медиц.[иной], а тех.[ническими] науками и, прямо таки, чуть не плакал, когда говорил о том, что пошел в Медин, надеясь все же попасть.

Говорил с ним о соврем. Молодежи, он считает, что на 99 % она прогнила. Не наблюдается никакого интереса к окружающей обстановке, никаких высоких интересов. Все заняты только своим матер.[иальным] благополучием. Занимающиеся, часто занимаются не потому, что им нравится та или иная отрасль, а только потому, что в этот вуз им было легче попасть, и они хотят «сделать карьеру», но это еще меньшее зло, чем, напр.[имер], такие случаи, когда поступают в вуз для того, чтобы иметь ярлык вузовца, для того, чтобы найти жениха и т.д.

О незанимающихся он такого мнения: есть такие, которые работают, и это неплохо, не всем же заниматься, имеют интерес к жизни, общественники, и т.д.; таких же уважают, но их мало. Есть также не занимающиеся, зажиточные, дети богатых, и т.п., но ведущих скотский образ жизни, не имеющих никаких интересов, кроме как покрасивее одеться и т.п. Таким он не завидует, но при виде их берет зло. Он считает, что 90 % молод.[ежи] развратно. Одним словом настроен в этом вопросе самым пессимист.[ическим] образом.



Рассказывал также о Виннице. Там есть опр.[еделенные] достижения. Благоустройство города двинулось вперед, даже канализацию устраивают и т.д.

Сам он по убеждениям коммунист, но в партию не намерен поступать до получения специальности. В Вин.[нице] он знает, работают подпольно сионисты, о них он ничего не знает, но расстрелял бы их всех. Там же есть и меньшевики, также подпольно, между прочим, в некот.[орых] мелочах он говорит, что согласен с ними, а не с больш.[евиками]. Оппозицию Троцкого считает проигрышным делом. По его словам ¾ партийцев в Вин.[нице] за Троцкого, но все дорожат своим положением и…

Аналогичный случай с вузовским «вон» он знает в Киеве. Там один профессор, большой спец. юдофоб, издевается над евреями-студентами, но ему ничего нельзя сделать, так как без него обойтись нельзя. Однажды один партиец написал по поводу его издевательств в газету, ст.[атью] не приняли, он написал в «Известия ЦИК», ему ответили, что если он согласует ее с Окр полит. партии, она может пойти, а иначе нельзя.

Другой случай на заводе в Проскурове, где он работал. Администрат держит в руках весь завод. Даже секретарь парт. яч.[ейки], будучи вполне честным коммунистом, ничего против не значит, ибо сам боится, он его пожмет по парт. линии, а тот его по матер.[иальной], и не изв.[естно] будет ли из этого толк. Таким обр.[азом], его м.[илость] царствует на заводе.

Характерно то, что прямо таки приходилось тянуть из него слова. Не знаю, или он от природы не разговорчив и скрытен, или по др. причинам.

Недавно читал в «Работнице», как зав.ком. «принял» одну работницу, предложил ей ночевать с одним приезжим из центра, т.к. тому «скучно». Но главное не в этом, а в том, что, когда она раскрыла эти дела завкома, на нее все ополчились, актив союза и др. в духе «не надо было выносить сор из избы». Работницы ее не поддержали (на этом заводе громадное большинство женщин), боялись. И ж.[урнал] «Работница» еще сделал след. №, он не реагирует на это резко, а просит высказаться, хорошо ли она поступила, выдав завкома, или должна была «спасшись от объятий», ограничиться этим и молчать?



4/X. Записывал сокращенно за целый месяц. Был страшно занят.

О вузах. Здорово развита была, протекционность при экзаменах.

Гриша, выдерж.[ал] хорошо, имеющий рабочий стаж 2 года не попал, а его товарищ, имевший 3 года стаж, хорошо выдержал, имевший незначит.[ельную] протекцию, также не попал.

Произошел зверский случай. Я был знаком с одним парнем /неразборчиво/ с недоразвитыми руками. Он хотел поступить в ИНХ. В 27 г. Срезался по укр. яз. В этом году выдержал блестяще. Был у редакт.[ора], чтобы ему сделали рекламу, он безрукий, занимался и стал юристом, он сможет зарабатывать и т.п. Не выгорело. Все же на экз.[амен] пошел. В результате его не приняли и будто бы ответили «нам в сов.вузах инвалиды не нужны». Он выбросился из окна ИНХ. Сломал ногу, потерял глаз и, кажется, скончался. Добавлю, что он получал от гос-а [государства] 21 р. в месяц и ежедн.[евный] беспл.[атный] обед.

С.Р., портной, член Куст. банка. Банк давал портным материал шить пальто и т.п., но, чтобы не вышло будто они работают на банк, и чтобы не иметь соц. страх и т.п. в квитанции писалось, что пальто шилось из собст.[венного] материала данного портного, а он его продает банку, и на той же квит.[анции] ниже отпечатывалась сумма стоимости материала. Это лицемерно, но удобно для банка.

По линии Киев – Одесса сильные пропажи вещей у пассажиров. Говорят о том, что даже один поезд был остановлен, и пассажиров ограбили (недостоверно). В пр. году был остановлен поезд, но ограбили только почт. вагон. В газетах не сообщалось.

Говорил с Фр. Л., он служит в Харькове, и занимает видный пост. Вращается среди ответств.[енных] коммунистов. По его словам есть много идейных среди них, но больше шкурников, пьяниц и т.п. Многие бывшие идейными также переродились.

С регистрацией подростков на бирже труда дело обстоит туго. Приняты все меры, чтобы принимать как можно меньше. По вполне верным рассказам, зная, что многие мальчишки отправляются вечером к бирже и ждут до утра и тогда составляют живую очередь, но более сильные, пришедшие позже, захватывают все же первые места.

Проходил в 12 ч. Вечера около биржи труда. След.[ующий] день был по-видимому для регистр.[ации] девушек, и несмотря на холод и ветер, около Б.Т. (биржи труда – Д.Б., А.К.) сидели и стояли несколько куч девушек, всего человек 200, и коротали время рассказами.

ЦРК выдал новые книжки (заборные) с тем, чтобы избежать злоупотреблений, по старым получали, посредством неправильностей разного рода, больше хлеба. С хлебом дело обстоит вот как: черный в ЦРК стоит 5 к. – 1 ф. На базаре 10 к., полубелый – 20 к., белый – 25-30 к. Многие получавшие черн. хл. [черный хлеб] продавали его на базарах частникам и получали белее. Это было по тем, которые пользовались их хлебом. Новые заб. кн. [заборные книжки] еще более усложняют положение.

Много поговаривают о последних двух постановлениях о сдаче концессий (см. газ. за сент. [смотри газеты за сентябрь]). Однако, некоторые расценивают, так, что иностранцы все равно не дадут снова денег. Крупные коммунальные предприятия им не отдадут, ибо ответственные ком-ты [коммунисты] остались бы безработными, а новые или захудалые предприятия не привлекут внимание иностр.[анного] кап-ла [капитала]. Но оставим эту тему, она слишком спец. характера.

8/X. Одному моему знакомому выдали в ЦРК по ошибке заборную книжку, по которой отпускается 1 ф. хлеба, ему следует ½ ф. Он пошел в паевой отдел, там ему заявили, что ничего не знают. «Куда же пойти?» «Куда угодно». «Может быть в Правление?» «Идите в Правление». Пришел туда, благо недалеко, никто не мог ему ответить, рыская он где-то в полутьме, натолкнулся, что по всем делам, касающимся заб.[орных] кн.[ижек] надо идти в дом, помещающийся напротив, Пушкинская, 2, «Европейская» гост., комн. 15.. Приходишь туда, есть объявление такого же характера, входишь во двор, около парадной, постоянно висит объявление, что в комнате № 15, работа по статистике прервана до 10/X, и нечего туда идти. Это было 3/X. Он все же решил пойти, раз дело идет о статистике, а не о заб. книжках. Однако, швейцар гостиницы заявил, что в комн. 15 нет никого, она закрыта, ему велели никого не пускать туда и т.п., и отказывался ему подсказать, как туда пройти. Все просьбы были излишни. Он твердил, что она закрыта на замок, и там никого нет. Мой знакомец, все же хотел пройти, может быть, там есть объявление какое-либо. Швейцар не хотел показать, он сам нашел комн. 15. Она была открыта. И там работали. Несколько человек просителей, также не обративших внимания на швейцара и объявление, добивались там своего. Он также изложил свое дело. Ему велели пойти в маг., где он получил книжку. Но он там уже был и настаивал, чтобы его здесь удовлетворили. «Придите 10го». Но пока он и по этой книжке получает ½ ф.

Недавно в газете сообщалось, что выдавали столько-то муки, столько-то манной и т.п. О чем пишут!

В некоторых хлебных магазинах при выдаче хлеба 6/X требовали кроме заборных книжек и членские, для удостоверения, что пай внесен. Не внесшим не продавали. Для многих это удар. Внести сразу опред. сумму трудно. Даже с рассрочкой внести 3-4 р. сразу и в один день трудно.

В других хлебных лавках даже сегодня выдавали хлеб без этого требования. Знаю одну семью, которая знакома с заведующим одной хлебной лавки. Они получают достаточно хлеба без книжек и поддерживают своих знакомых.

Когда есть масло и молоко их выдают также уже по заб. кн. Интересная заметка о работе комс.[омольской] ор-ции [организации] в крупнейшем од.[есском] предпр.[иятии] «Январских маст.[ерских]», ст.[атья] «Од.[есские] Известия» за последние дни сентября.

Один парень рассказывал о разговоре с ново поступившем в КСМ. Тот сказал ему: «если будет какая-либо перемена, их всех вырежут, но теперь мне выгодно поступить, и я иду в КСМ».

С.Р. рассказывал мне след.[ующий] случай, у его знакомого Ц. есть дочь, он сам вроде нэпман, но она рабочая (для вуза), активистка в союзе и т.п. Она сама составила стенгазету (она гл. ред.), написала ряд статей, подписала их разными псевдонимами, именами и т.п., даже такими которые работают там, где она, и это сойдет за газету с широким участием масс.



11/X. В одном дворе, где я иногда бывал, живет один студент Р.В., организовавший артель по постройкам. Жил он как граф, в полном смысле этого слова. Все знали, что он из этой артели, все это имеет, но доказать и вообще, что либо против него возбуждать не собирались. /Неразборчиво/, он даже был выбран в предс.[едатели] Правления Жилкоопа. Управдом дрожит перед ним. Он принес удостов.[ерение], что зарабатывает 30 р. И с этой ставки платит за воду, за кв.[артиру] и за эл.[ектричество]. В действит.[ельности] его жалование доходило до 150 р. Недавно выяснили еще след.[ующее]: он и еще один неправильно платили рабочим, платили артели. За день полагалось платить 187 к., а они платили 135 к. При 200-300 рабочих, он и т-щ [товарищ] его «рвали» по 40-50 р. в день.

Когда дело выяснилось, их выкинули из артели и пропечатали в центр.[альном] журнале «Коммунальник». Но суду не предали.

Теперь Ю.В. живет припеваючи и посещает вуз. Даже хлеб получает как рабочий, он член ЦРК, а Правление дома выдало ему справку, что он рабочий. Их 3 ч. (мать и сестричка) + прислуга. Имеют 6 ф. хлеба, который они выменивают на белый.

Характерно то, что год тому назад, когда был разгар оппозиции, все, он, мать и даже маленькая сестричка, заявляли себя ярыми сторонниками компартии, ругали Троцкого и т.п. Теперь же они признают Троцкого более правильным и правеют с каждым днем. И пусть еще идеалисты отрицают значение «экономики».

Отмечаю, что несмотря на то, что 8/X записал, о том, что в некоторых лавках требовали при отпуске хлеба чл.[енские] книжки этого не наблюдается в массовом масштабе.



10/XI. Из-за занятости никак не могу записывать все своевременно. Снова записываю за целый месяц. Вероятно, многое забылось.

Говорил с одним вузовцем (ИНО), он должно не коммунист, все же признает большую работу, проделанную Сов.вл.[астью] в культурном отношении, но считает ее недостаточной. По его словам, в ИНО есть много стипендиатов, которые возбуждают его злобу тем, что получают стипендию, плохо занимаясь, не отдаются занятиям и т.д.

1/XI в «Од. Известиях» была заметка о результатах обследования ЦК КСМ ленинградской организации. Ор-ция [организация] там прогнила и разложилась.

Подготовка к октябр.[ьскому] празднику началась за неделю и более числа 31/X-1/XI началось украшение некоторых гос. и кооп. Магазинов.

За 7-8 дней в школах прекратились занятия, и началась подготовка к празднику. По достоверным сведениям в Киеве числа 1-2/XI произошли вооруженные столкновения с троцкистами.

7/XI в Одессе в одном доме был вывешен портрет Троцкого. Проходивший милиционер предложил женщине его вывесившей снять его. Та отказалась, мотивируя, что Тр.[оцкий] для нее хорош и даже лучше других…

Милиционер пытался сам снять его, она не пускала. Произошла схватка. Ее побили и портрет сняли.

На след. день (8/XI) с балкона этого дома выступил один троцкист, начал говорить, собралась толпа. Бросались прокламации. Обыкновенная милиция не могла прекратить этого. Были вызваны ГПУ и конная милиция. Забрали человек 60 (по другим источникам 13). С автомобиля они кричали и т.д.

7/XI. Во время демонстрации около одного вуза были брошены листовки, бросивший был схвачен, большинство листовок было отобрано не прочитанными. Студенты возмущались, некоторые, однако, не искренне. Подписаны они были соц.-дем. орг-цией [социал-демократической организацией].

По мало достоверным источникам, 7 или 8 /X в клубах были разложены социал.[истические] листовки какой-то орг-ции.

Слышал еще такой случай. Один парт. был в сионистко-соц.[иалистической] орг-ции. Был арестован и освобожден. Затем по идейным убеждениям ушел. Примкнул к троцкистам.

Давал в клубе кустсоюза, (в октябре) читать листовку, так он прочел ее многим. Вызвали в ГПУ, листовку он уничтожил. Явившись к следователю, он застал того же, который его допрашивал в 19й раз. Был освобожден, говорил, что листовку он взял в клубе у неизвестного, дававшего ее многим.

Знакомец С.Б.В. рассказал мне следующее: Дочь его рабочая, поступала в Медин, выдержала великолепно, но не была принята, т.к. работает всего 2 года (требуется 3). По знакомству ей показали ее отметки, все вполне хорошие, но нельзя было подавать виду, что она знает их. Пошла жаловаться в Компарт. Потребовали в Медине справку об отметках. Ей ее выдали, но … три предмета отсутствовали, и по остальным были худшие, чем в действительности. Сделано было это, чтобы оправдать ее непринятие. Но В., не дурак, он накрыл ректора в обмане. Дело в том, что не выдержавшие по первым предметам к дальнейшим экзаменам не допускаются, ее допустили, следовательн она эти предметы выдержала, а в справке они были указаны: «неудовлетворительно». Почему же отсутствуют сведения о трех предметах, ректор ответил, что их еще не взяли у экзаменаторов.

В общем, некрасивая история.

Недавно уезжал мой знакомец, я его провожал. У него в квартире недавно была кража, не знаю, поэтому или по другим причинам, на вокзале, при выходе на перрон он был задержан и тщательно обыскан. Обыск производил, кажется, начальник вокального ГПУ. Ничего предосудительного не было найдено, документы оказались в порядке. Он был освобожден, но характерно то, что ему отказались после этого сказать причину его задержания.

На октябрьскую годовщину были вывешены такие комплекты портретов: Ленин в середине (большой), по бокам два поменьше Маркс и Петровский. Часто встречались такие соединения. Один мой знакомый остроумно заявил, что Маркс и Петровский адвокаты Ленина, из которых Маркс верно младший.

На ул. Лассаля были выставлены достижения ЦРК и показано увеличение выпечки хлеба. Один совершенно громко заявил «ну с хлебом то они обманулись».

Около другой витрины, где было также красиво демонстрировано, один громко заявил: «Это только в витринах, черт возьми!»

С.Б. рассказывал, что слышал сам, как один сказал: «тошнит уже от демонстраций, довольно, натерпелись их 10 лет».

Один мой знакомый комсомолец сделал меткое замечание: «евреи – дрожжи, на которых всходило рев. движение многих стран».



22/XI. В предыдущие дни, в городе усиленно циркулировали слухи, что Ворошилов арестован, будто бы за пощечину, данную им Сталину. Подтверждали это следующим: Парадом, во время октябрьской демонстрации в Москве командовал Куйбышев (неизвестно председатель ВСНХ, вообще не имеющий отношения к воен. делам, или другой какой-либо Куйбышев). Парад принимали Калинин и Ультрехт. Все это было в газетах, при отсутствии сведений об отпуске или болезни Ворошилова. Все же портреты Ворошилова были всюду развешены. Поговаривали также о том, что начальник одесского гарнизона Зимберг (возможно, что занимает другой пост – нач. IV корпуса) был также арестован за связь с троцкистами, а с ним и группа командиров.

Вчера слышал, что он уже на свободе. Несколько дней назад сообщалось, что он приступает к обязанностям после отпуска. Никто, однако, не помнит, чтобы сообщалось, что он ушел в отпуск.

Милиционера, разорвавшего портрет Троцкого, говорят, арестовали.

Хлеб в последние месяцы выдавался черный, ржаной по 5 к. фунт. Затем выдавали белее, но по 6 к. фунт. Скоро, однако, он принял вид хлеба спеченного из муки, смешанной с горохом, иногда с фасолей. Некоторые утверждали, что муку смешивают с размолотыми кочанами кукурузы. Иногда все же выдавали вполне хороший полубелый хлеб. Внезапно начали выдавать черный по цене в 6 к. Говорили, что нарочно дали несколько раз белый, чтобы повысить цену. Несколько раз затем давали снова белый. С 19/XI снова черный, причем в некоторых лавках брали 6 к. ф., а в некоторых 5 к.., теперь уже всюду 5 к.

19/XI это был хороший ржаной хлеб.
20/XI тоже.
21/XI ужасный хлеб, в котором попадаются целые горошины. Горох на вкус. Животы болят.

**********************************************************

Песни про Одессу

Песни про Одессу

Коллекция раритетных, колоритных и просто хороших песен про Одессу в исполнении одесситов и не только.

Отдых в Одессе

Отдых в Одессе

Одесские пляжи и курорты; детский и семейный отдых; рыбалка и зелёный туризм в Одессе.

2ГИС онлайн

Дубль Гис

Интерактивная карта Одессы. Справочник ДубльГис имеет удобный для просмотра интерфейс и поиск.

Одесский юмор

Одесский юмор

Одесские анекдоты истории и диалоги; замечательные миниатюры Михаила Жванецкого и неповторимые стихи Бориса Барского.