Пастера улица

Раздел - Улицы в истории Одессы

Впервые на картах города улица появляется в 1824 г. Улица начинается от ул.Преображенской (бывшая ул. Советской Армии) и заканчивается ул.Старопортофранковской (бывшая ул.Комсомольская)

Александр Пушкин был единственным, кто освятил своим именем целую эпоху в истории города. "Пушкинская Одесса" - это канцелярия Воронцова, итальянская опера, ресторация Оттона, выстрелы сигнальной пушки на заре, книжная лавка Коллена, паруса в гавани, отель Рено, порто-франко, лицей, балы и ... ХЕРСОНСКАЯ улица, которая тогда еще, а теперь уже, не называется так.

В 1900-х годах тут появились клиники медицинского факультета университета, изящно расставленные среди зелени архитектором Н.К.Толвинским, а ранее - бактериологическая станция. Но началом этого "медико-биологического комплекса" еще в 1808 году стала городская больница - монументальное здание с мощными колоннами, одним своим видом долженствовавшее вселять веру в лекарей и надежду на исцеление. Здесь служил великий хирург Н.И.Пирогов, его младший современник и коллега Н.В.Склифасовский, а спроектировал здание больницы архитектор Тома де Томон, который, можно сказать, работал на телесное и нравственное здоровье одесситов, потому как город был обязан ему и театром пушкинских времен.

Тогда на Херсонской, примерно там, где ныне боковой фасад Академии холода, стоял двухэтажный, на сводчатых прохладных подвалах, дом просвещенного негоцианта И.Ризнича, мужа прелестной Амалии, чье имя любовью и стихами уберег от забвения Пушкин. В мае 1824 года "для берегов отчизны дальней", как напишет он, Амалия покинула Одессу, вскоре умерла, и Ризнич женился на сестре красавицы-полячки Каролины Собаньской. А в 1830-м, на правах родственницы, Каролина остановилась в доме Ризнича по возвращении из Петербурга, где безответно влюбленный в нее Пушкин оставил ей в альбоме проникновенные строчки: "Что в имени тебе моем?.." Но больше всего стихов он посвятил Е.К.Воронцовой, профилем которой усеяны его одесские рукописи. В ту пору резиденцией генерал-губернатора М.С.Воронцова был дом И.Ю.Фундуклея, что поныне сохранился на Пастера, 42, надстроен и занят физическим факультетом университета. Тут Пушкин, охочий до книг и изголодавшийся по ним в Кишиневе, отводил душу в богатейшей библиотеке графа, отсиживал на официальных обедах и, "могучей страстью очарован", не счесть сколько часов провел в салоне пленительной графини Елисаветы Ксаверьевны, где собиралась молодая "умственная" Одесса... Потом Воронцовы перебрались в нововыстроенный дворец на бульваре, уехала

Собаньская, покидали сей мир друзья, ветшали дома, "пушкинская Одесса" отступала в мемории да легенды, а в 1880 году, со смертью графини, и вовсе растворилась в прошлом, но опосредственно "задержалась" в доме Фундуклея. В 1910-х годах здесь, в женской гимназии Е.Пашковской, преподавала баронесса М.Ф.Меендорф, чьи предки в Петербурге дружили с Пушкиным. А она, за отдаленностью времени, была хорошо знакома уже с троюродной сестрой поэта А.С.Ганнибал, которая учила в Одессе французскому языку "благородных девиц" в одноименном институте...

Сравнения зачастую предвзяты, бессмысленны или бестактны, но рискну заметить, что после Пушкина не было, пожалуй, приезжего литератора, в чьей биографии остался более отчетливый "одесский след", чем у И.А.Бунина. Он бывал тут десятки раз, писал, приобрел близких друзей, а в 1898 году женился на юной полугречанке-полуеврейке А.Н.Цакни и поселился у тестя на Херсонской, 44. Впоследствии супруги расстались. Анна Николаевна связала жизнь с А.М. де-Рибасом, "летописцем Одессы", сотрудником публичной, ныне научной им. М.Горького, библиотеки на Херсонской, 13, при которой прожила почти до конца своих дней. Доводилось бывать у нее в сумрачной комнате на первом этаже административного корпуса библиотеки, построенной архитектором Ф.П.Нестурхом в 1907 году и являющей, без преувеличения сказать, бесценное сокровище Одессы своими многомиллионными фондами, в которых книги, журналы, газеты, рукописи, гравюры, карты, фотографии, листовки, театральные программки и... клочок бумаги с собственноручной подписью Александра Сергеевича Пушкина.

Из сводчатой подворотни старого дома № 26, напротив библиотеки вырывалась когда-то шумная ватага мальчишек в фуражках с серебряным гербом "РУВЖ", сиречь "Реальное училище Валериана Жуковского". Вдогонку им несся зычный голос швейцара: "Застибайте шинеля!" - давным-давно рассказывал мне бывший "реалист" П.Подобный, вспоминая своих соучеников - Эдю Дзюбина, ставшего поэтом Багрицким, Женю Островского, которого потом угораздило быть адъютантом самого Л.Д.Троцкого, за что и поплатился жизнью, Колю Лажечникова, будущего офицера-артиллериста первой мировой, расстрелянного за сей "грех" одесской губчека, Алешу Сибирякова, сына владельца театра...

Актер и антрепренер А.И.Сибиряков построил свой театр по проекту жительствовавшего на Херсонской, 19, архитектора С.А.Ландесмана в 1903 году. А через десять лет, после пожара, его откупил присяжный поверенный Стамеров, перестроил по проекту архитектора М.И.Липецкого и, по словам внучки Сибирякова Валентины Алексеевны, надеялся, что со временем театр будут называть Стамеровским. Времени не хватило - грянул 1917 год, и в истории дореволюционной Одессы нынешний Украинский театр остался Сибиряковским. Но кто уже помнит, как танцевала тут Айседора Дункан, взрывал аплодисментами зал Мамонт Дальский, распевно читал свои "поэзы" Игорь Северянин... Кумиры уходят со зрителем, а сейчас, наверное, нет уже никого, кто в театре "Колизей", что был на Херсонской, 29, слушал любимицу Одессы Изу Кремер, эстрадную и оперную певицу, поэтессу, стоявшую у истоков авторской песни, одну из которых - "Под знойным небом Аргентины" напевал Остап Бендер. И молодой Леонид Утесов пел в "Колизее" озорные песенки о трех урканах, бежавших "с одесского кичмана", и про то, как "на Дерибасовской угол Ришельевской на старушку -бабушку сделали налет". А что стоил этот курьезный налет по сравнению с криминальными историями, случавшимися на Херсонской?

В доме №17 антиквар Гохман продавал когда-то "греческие и римские древности", коими богата земля Северного Причерноморья. Но подлинников Гохману было мало, и по его заказу, ничего не подозревая, одесский ювелир И.Рухомовский изготовил золотой шлем, искусно украшенный рельефными изображениями мифологических сцен. Шлем был настолько стилизован под изделия древних, что в 1896 году Гохман выдал его за найденную при раскопках тиару царя скифов Сайтаферена и через посредников ухитрился продать в... Лувр. Позже поддельность тиары доказали, но оставили ее в Лувре как великолепный образец современного искусства, а об афере этой написали газеты всего мира.

А в истории криминальной Одессы остался дерзкий и экстравагантный налет на финансовое управление, которое в мае 1919 года занимало дом государственного казначейства на Херсонской, 16, построенный архитектором Л.М.Черниговым. Сюда на автомобиле приехали элегантно одетые молодые люди, предложили служащим пройти в одну комнату и петь "Яблочко", а сами под разухабистую песню - символ смутного времени за полчаса унесли пять миллионов рублей, не пролив и капли невинной крови. Грешили на Мишу Япончика, но, похоже, не по адресу, поскольку в то время он, на свою погибель, занялся совсем другим делом...

В 1896 году украшением Херсонской стала Реформатская церковь - творение архитекторов А.И.Бернардацци, В.А.Шретера и Х.Я.Скведера, брата владельца "кафе Фанкони". Бок о бок с ней, на Херсонской, 60, потом располагался особый отдел армии, куда Япончик, он же Винницкий, заявился с предложением сформировать красноармейский отряд... Отряд, преобразованный в "полк имени тов. Ленина", с честью принял под Вапняркой первый кровопролитный бой, после чего неожиданно охваченные паникой бойцы, среди которых были не только "мальчики" Япончика, начали разбегаться, а их командира поспешно расстреляли. Все это очень напоминало провокацию, на что, кстати, глухо намекал И.Бабель в киносценарии "Беня Крик". А он, вхожий в высокие партийные круги Одессы да "сурьезные" учреждения, много знал, о еще большем догадывался и, вообще, был, по его словам, "любопытен до безобразия".

Архитектор Д.Е.Мазиров не проектировал дом №56 под губрозыск, но именно там он находился в 1920-х годах и туда привели знаменитого Мойшу Окса. "А я уже не работаю, - развязно начал он и пожал плечами, - какой работа для Мойша Окс, если теперь не клиент, а сплошной голодранец". Но потом, уловив опасность в молчании следователя С.И.Гескина, Окс спохватился: "Могу что-то поговорить, только заберите этот очкарик". В углу сидел Бабель, и под его беспощадно-любопытным взглядом старому вору было неуютно... Эту историю и воспоминания о том, как "Женя Катаев служил под Одессой в Малгеймском угрозыске и приезжал к нам на Херсонскую, 56", я услышал от престарелого Гескина тогда, когда Мойша Окс давно сгинул на Соловках, писатель Евгений Петров погиб в войну, а Исаака Бабеля расстреляли.

В НКВД сгубили и нашего земляка Юрия Липу, врача, автора учебников по медицине и... поэта, прозаика, драматурга, издателя. В молодости он жил на Херсонской, 52, вместе с отцом, популярным земским врачом Иваном Липой, литератором и редактором. В этом же доме была квартира и "гомеопатический, электротерапевтический и рентгеновский кабинет" известного доктора И.М.Луценко, председателя одесского Украинского клуба. Все трое были видными украинскими общественно-политическими деятелями, их имена теперь возвращены из принудительного забвения и вынесены на мемориальные доски.

В 1923 г. улицу переименовывают в ул.Пастера в честь французского микробиолога и химика Луи Пастера.

На мемориальных досках бывшей Херсонской, нынешней улицы Пастера, имена микробиолога Н.Ф.Гамалеи, И.И.Мечникова, снайпера Л.Павличенко, Н. И. Пирогова, Н.В.Склифасовского, терапевта академика М.А.Ясиновского, моряков-разведчиков из далекого 1941-го... Надеюсь, будет отмечен и дом №46, где жил академик К.К.Костанди, председатель Товарищества южнорусских художников. На фасадах некоторых зданий сохранились авторские надписи - фамилии архитекторов, а в решетках балконов и ворот вплетенные чугунными цифрами годы постройки. За каждой мемориальной доской, каждой надписью или цифрой - люди, их жизнь , судьба, порой трагедия, а в целом - история. И если считать ее многоактным действом; поставленным Всевышним силами смертных, можно убедиться в том, что на Херсонской оно было разыграно во всем многообразии. Если же вспомнить, что здесь жили три адресата пушкинской лирики, улицу нужно признать уникальной не только для Одессы.


Ростислав АЛЕКСАНДРОВ


Похожие страницы:
Свежие страницы из раздела:
Предыдущие страницы из раздела:

Песни про Одессу

Песни про Одессу

Коллекция раритетных, колоритных и просто хороших песен про Одессу в исполнении одесситов и не только.

Отдых в Одессе

Отдых в Одессе

Одесские пляжи и курорты; детский и семейный отдых; рыбалка и зелёный туризм в Одессе.

2ГИС онлайн

Дубль Гис

Интерактивная карта Одессы. Справочник ДубльГис имеет удобный для просмотра интерфейс и поиск.

Одесский юмор

Одесский юмор

Одесские анекдоты истории и диалоги; замечательные миниатюры Михаила Жванецкого и неповторимые стихи Бориса Барского.