Одесса и мусульманство

Раздел - Чисто факты из жизни и истории

Исторически известно, что Одесса основана на месте татарского поселения Хаджибей и турецкой крепости. Стоял здесь когда-то (почти на месте дворца Воронцова) замок, была и мечеть (находилась она неподалеку от нынешнего Литературного музея). Мирно текла жизнь ногайских татар, турок и греков, живших и в поселении, и в округе. Занимались скотоводством, рыбной ловлей, работал порт, куда заходили большей частью турецкие корабли. Отсюда увозили кожи, ячмень, соль, масло, сыр, ввозили фрукты, апельсины, восточные сладости и даже вина для северных соседей.

О зажиточности местных жителей свидетельствует тот факт, что казаки при набеге на Хаджибей и окрестности в 1769 году угнали с собой более 20000 лошадей, тысячи голов овец и рогатого скота и даже 180 верблюдов.

В 1789 году Хаджибей был взят русскими войсками. При защите крепости погибли более 200 человек, многие были взяты в плен, многие попросту бежали. Замок был разрушен до основания.

Вскоре на захваченном месте возникает город Одесса. С первых же лет своего существования это интернациональный город. В начале XIX века здесь живут русские, украинцы, немцы, итальянцы, поляки, евреи, татары, турки, албанцы (арнауты), греки, молдаване, болгары. Даже часть жителей бывшего Хаджибея, подав соответствующее прошение, возвращается обратно. Все они вносят посильный вклад в процветание Южной Пальмиры.

Одесса, исключительно выгодно расположенная и населяемая подвижными, деловыми и энергичными людьми, развивается так быстро, как, пожалуй, ни один другой город России. Растет число жителей, увеличивается и число мусульман. В 1892 году, например, на 340 тысяч одесситов приходится 958 мусульман, причем мужчин больше, видимо, часть из них (купцы, официанты, торговцы) еще не привезли сюда семьи.

Большинство этих мусульман – татары. Это уроженцы Пензы, Казани, Астрахани, Крыма.

В Одессе работают татарские лавки и пекарни, турецкие кондитерские и кофейни.

Татарские купцы – расторопные, деловые и хваткие люди. Дед автора, купец Хусеин Хаир Огълы Калмыков, выходец из Пензенской губернии, приезжает сюда в 1891 году, открывает свое дело, налаживает торговые связи с Турцией, Польшей и Румынией, выезжая туда за товаром, часто бывает в Крыму. Его сыновья Ибрагим, Хасан и Абдулла вначале продолжают дело отца, а потом принимаются за торговлю бараниной и кониной, берут в свои руки обеспечение мясом "халяль" одесских мусульман. Постепенно они становятся владельцами 16 мясных лавок чуть ли не на всех базарах Одессы и даже открывают небольшую колбасную фабрику. Во время Курбан-байрамов мясо раздается мусульманам бесплатно.

Разумеется, с приходом советской власти все ликвидируется, братьев сажают в тюрьмы и лагеря, их дом отнимают. Кто погибает в лагере, кто остается без средств к существованию. Такова была, однако, участь многих толковых людей России.

Второй дед автора, Рехметулла Янмурзин Ляпин, татарин астраханского происхождения, долгие годы работал пекарем в известной мусульманской хлебопекарне Султана Али Бикбаева Рашкина. Сотрудничали там более 50 человек и обеспечивали хлебом чуть не половину Молдаванки.

Конечно же, все мусульмане Одессы строго придерживались своей веры и обычаев. Была в Одессе и мечеть, было и мусульманское кладбище.   Мечеть располагалась в конце тогдашней Старопортофранковской улицы.

Муллой в 90-е годы XIX века был Ибрагим Адикаев. С ним, в частности, встречался приехавший в 1893 году в Одессу бухарский эмир Мир-Сеид Абдул-Богатурхан.

Вплоть до революции должность муллы исполнял Сафаров Сабирзян Афлятунович. а его помощником и муэдзином являлся Хасан Абдул Хаиров Янбухтин. Когда в Одессу приезжал царь Николай II, они были в числе встречавших.

Там, где есть мечеть, есть обычно и школа. Работали традиционные школы-мектебы и в Одессе, причем и женская. Там занималась мать автора, Фатиха и ее сестры Алия и Муфариха. До сих пор сохранились их похвальные грамоты и Коран, изданный в бахчисарайской типографии Исмаила Гаспринского, который изучали в школе девочки.

Кстати сказать, обучение на татарском языке проводилось и после революции. Вплоть до Отечественной войны в Одессе были татарские классы. В 1938 году обучение в Одессе велось на 18(!) языках. Только в послевоенные годы наступил период значительной русификации.

А рядом с мечетью, практически напротив Чумной горы, располагалось мусульманское кладбище. Там и были похоронены оба деда автора. В 30-е годы это кладбище, как и находившееся по соседству христианское и еврейское, было уничтожено.

До революции в Одессе даже находилась центральная контора по переотправке паломников-мусульман в Джидду через Константинополь со специальной санитарно-паломнической гостиницей "Хаджилар Караван-Серай" или попросту "Хаджи-Ханэ". Гостиница могла принять в свои корпуса более 3000 человек и располагала баней и больницей на 20 коек. В случае смерти кого-то из паломников его хоронили на мусульманском кладбище.

С приходом советской власти наступила пора воинствующего атеизма, время террора и тоталитаризма, мечеть была закрыта и разрушена, мулла расстрелян, все состоятельные мусульмане замучены в тюрьмах или стали неимущими. Изменяется и национальный состав Одессы. Не стало ни турок, ни арнаутов, спешно становятся русскими немцы и поляки, татары называют себя славянскими именами – быть нерусским считается подозрительным.

В послевоенные годы коммунистические гонения на верующих усиливаются. Мусульманская жизнь сохраняется только в кругу семьи и близких единомышленников. Люди тайно собираются в одной из квартир на пятничную молитву. Читается Коран, соблюдается пост, дается закят. Обязанности муллы исполняют Хусеин Семирханов, затем Ханафи Басыров, а в 70-е годы – пекарь Абдулла Хасанович Каипов. С его смертью муллы в Одессе уже нет. Несколько пожилых женщин, знающих Коран и учившихся в мектебах, помогают в проведении религиозных обрядов, читают молитвы. В квартирах и домах одесских мусульман продолжают звучать слова Корана, читаются ду/а, совершается никах и уходят наши единоверцы из земной жизни после джиназа.

Лишь с наступлением перестройки, после прекращения многолетнего атеистического давления, оживляется жизнь мусульман.

В середине 1992 года на странице одесской газеты "Юг" появляется приглашение на собрание, посвященное организации мусульманской общины.

17 человек собираются на встречу и решают: "Мусульманской общине в Одессе – быть!" Инициаторами собрания и создания мусульманской общины явились одна из самых активных мусульманок города Амина-апа Халитова и  председатель общества татарской и башкирской культур, деятельный, решительный и энергичный человек, полковник запаса Батталов Маис Рахимович. Впервые после 70-летнего перерыва Маис Рахимович добивается регистрации общины при Одесском облсовете народных депутатов. Он же разрабатывает устав общины.

Для проведения пятничных молитв используется закрытое помещение детского сада по улице Якира. Арендует это помещение для мусульман сирийский бизнесмен Мишель Мухаммед. Роль имамов исполняют студенты-мусульмане, арабы.

По пятницам на молитву людей собирается все больше, помещение становится тесным, и с 1994 года арендуется новое, более просторное помещение по улице Балковской. Уже почти десять лет работает там мечеть "Ар-Рахма", находящаяся под эгидой Духовного управления мусульман Украины (ДУМУ) во главе с муфтием Ахмедом Тамимом. Имамом этой мечети является Хуссам Осман из Ливана. Он хорошо владеет русским языком и читает проповеди как на арабском, так и на русском языках, что более понятно узбекам, чеченцам, татарам, таджикам, посещающим мечеть. При мечети есть помещение, где готовят в последний путь умерших мусульман. Хоронят их теперь на недавно открытом мусульманском кладбище. Работает при мечети и мусульманская школа. Обучают здесь и основам ислама, и арабскому языку.

Значительная часть мусульман, в основном арабские студенты, обучающиеся в вузах Одессы, с 1996 г. арендуют помещение бывшего детского сада на Слободке (близ рынка и церкви). Регистрирует вновь созданную общину ("Религиозная община мусульман г. Одессы") все тот же Маис Рахимович Батталов. Имамом этой мечети до недавнего времени был аспирант Академии архитектуры и строительства (ныне уже кандидат наук) Али Мухаммед Каузи. В 2003 г. его заменил на этом посту приехавший из Иордании имам Кастеро Шафик Вафик Мухаммед. При этой мечети также работает вокресная школа, в дни Курбан-байрамов раздается мясо "халяль".

Во время месяца поста – рамадана верующие приглашаются на вечерние ифтары, в день праздника Ураза-байрам раздается милостыня нуждающимся мусульманам. Значительную помощь в работе этой общины оказывают общественные организации "Арраид" и "Аль-Масар".

   В июне 2001 года на Ришельевской улице, в центре Одессы, открывается прекрасное помещение Арабского культурного центра, широко распахнувшего двери для всех желающих. Здание построено на средства сирийского бизнесмена, известного благотворителя Кивана Аднана,

ставшего основателем и создателем Центра. Здесь действует бесплатная школа для обучения всех желающих арабскому языку независимо от возраста, работает библиотека, проводятся встречи между представителями различных религий и национальностей, действует просторный зал мира (мечеть для молитвы). Имамом мечети стал уроженец Сирии Ахмад Рустом. Проповеди читаются на арабском языке.

Возросло за последние годы и общее число мусульман в Одессе. Если в 1989 году их было порядка десяти тысяч (в том числе татар – 3747 человек, азербайджанцев – 2488, узбеков – 1037, казахов – 933, башкир – 551, а также небольшое число лезгин, чеченцев, крымских татар, таджиков), то сейчас их уже около тридцати тысяч человек. Связано это и с тем, что в Одессе работает немало арабских и турецких бизнесменов, много студентов-мусульман.

Во всяком случае, на пятничные молитвы в мечетях собирается столько народу, что не только в основных залах, но и в прилегающих помещениях места уже нет.

Жизнь одесских мусульман по-настоящему оживилась, и свобода вероисповедания, наконец, появилась не только на бумаге. И это для верующих – великое достижение и радость.


Закир Калмыков, Одесская газета «Порто-Франко»


Похожие страницы:
Свежие страницы из раздела:
Предыдущие страницы из раздела:

Песни про Одессу

Песни про Одессу

Коллекция раритетных, колоритных и просто хороших песен про Одессу в исполнении одесситов и не только.

Отдых в Одессе

Отдых в Одессе

Одесские пляжи и курорты; детский и семейный отдых; рыбалка и зелёный туризм в Одессе.

2ГИС онлайн

Дубль Гис

Интерактивная карта Одессы. Справочник ДубльГис имеет удобный для просмотра интерфейс и поиск.

Одесский юмор

Одесский юмор

Одесские анекдоты истории и диалоги; замечательные миниатюры Михаила Жванецкого и неповторимые стихи Бориса Барского.