Проблема ливневой канализации в Одессе
За последние 20 лет ливневой канализацией в Одессе, как говорится, никто всерьез не занимался...
Участники «круглого стола» пытались разобраться, что стало причиной затопления улиц Одессы во время ливня 24 мая.
По их мнению, город пережил транспортный коллапс из-за бесхозяйственности местной власти: ливневая канализация не смогла справиться с обильными осадками из-за того, что коммунальщики вовремя не почистили решетки коллекторов, дождеприемники на многих улицах заасфальтированы или забиты мусором. В городе практически исчезли буферные пруды, из которых дождевая вода попадала на поля фильтрации, где проходила очистку естественным образом. Еще существует буферный пруд на улице Балковской, но и к нему доступ воды затруднен из-за расположенных здесь построек. По сути, ливень, случившийся 24 мая, обнажил множество проблем, которые необходимо решать.
— Если не модернизировать сети, не строить новые, а к существующей, изношенной канализации подключать новостройки, подобные ситуации будут повторяться, — отметил В. Максимович. — То, что случилось в городе, это рукотворный результат нашей бездумной деятельности — беспорядочной застройки города. За последние 20 лет ливневой канализацией никто всерьез, системно, не занимался. И в новом Генплане развития Одессы реконструкция инженерных сетей не предусмотрена. Это значит, что проблема будет обостряться. Было бы неплохо приступить к постройке современных локальных очистных сооружений. Локальная канализация позволила бы частично избавиться от проблемы стихийных бедствий, которые ежегодно происходят после продолжительных сильных ливней. Большой опыт проектирования таких систем есть у компании "Арматех" и руководителям коммунальных служб стоит взять его на вооружение.
Михаил Козырев считает, что винить в случившемся работников коммунальной службы неправильно — произошло стихийное бедствие. Хотя признал, что «уроки делать надо». По его мнению, корни нужно искать в прошлом: ливневая канализация строилась, когда территория города и количество населения были значительно меньше. Кроме того, немалая часть инженерных коммуникаций, которая обслуживалась промышленными предприятиями, после их закрытия осталась бесхозной.
По словам М. Козырева, одна из причин того, что вода не пошла в канализацию, а залила улицы города, — прекращение работы насосов канализационно-насосных станций. У КНС есть лимит перерабатываемой воды: если он превышен — насосы останавливаются. Он считает, что если бы глубоководный выпуск от станции биологической очистки «Северная» был введен в эксплуатацию, последствия стихии были бы значительно меньшими.
М. Козырев скептически отнесся к предложению участников «круглого стола» заставить городскую власть привести в порядок всю систему водоотвода города: «Как можно заставить, если у города нет таких средств...». «Если городских денег не хватает, — парировал один из присутствующих, — можно будет обратиться к центральным органам власти и получить целевую субвенцию».
Вторая часть заседания была посвящена теме побережья. Участники «круглого стола» были единодушны: одесситы должны иметь свободный доступ к пляжам.