Губарь Олег Иосифович

Раздел - Чисто одесские кумиры - Г

alt     Почетный гражданин Одессы Олег Губарь

Олег Губарь – историк-краевед, Почетный гражданин Одессы, автор более 30 краеведческих и художественных книг и многочисленных публикаций, член бюро историко-краеведческой секции «Одессика» одесского Дома ученых, президиума Одесского отделения Украинского общества охраны памятников истории и культуры, а также историко-топонимической и комиссии по вопросам развития городских парков, созданных при одесской мэрии. Известный одессит является Почетным членом Всемирного клуба одесситов и Почетным членом Европейского интерклуба «Дом Де Рибаса». Олег Иосифович входит в редколлегию одесского литературно-художественного, историко-краеведческого альманаха «Дерибасовская-Ришельевская».

Краевед, Прозаик,Историк - Олег Иосифович Губарь
   

Олег Иосифович прозаик, журналист, историк и благодаря своим знаниям и умениям может говорить о стабильности.

В каждом городе есть своя история, которая затерта и мы самостоятельно не сможем о ней узнать. Но есть люди, хранители истории, которые по крупицам собирают то, что нам не видно. Олег Иосифович автор множества книг и монографий по истории Одессы. За десятилетия он стал символом и неотъемлемой частью города. Без его консультации не принимается, ни одно топонимическое решение и он по праву считается одним из самых компетентных историков, краеведов Одессы. 
Олег Иосифович: Для меня самое главное, это создать условия для Одессы. И Одессу не только стабилизировать, но и приукрасить. 
Историю Одессы можно всю жизнь изучать и узнать лишь часть, не собрав её в целое. Это память нашего города, которую хранят знающие люди и могут передать её другим поколениям

Олег Иосифович: Вся жизнь складывается из мелочей, и для меня история Одессы складывается из пазла. И если ты эти пазлы не собираешь, то не вырисовывается общая картинка. Это как люди сидят и собирают эти картинки. И вот этим я занимаюсь. Это часть такой игровой профессии, игровая часть искусства. 
 
Вся жизнь игра, и каждый человек понимает, что чтобы создать счастливое будущее, нужно заглянуть в прошлое.

alt

Олег Иосифович:   Вот это копание в деталях, если ты серьезно к этому подходишь, то на самом деле какие-то вопросы и тайны, загадки - они раскрываются. Информация связана с какой-то таинственностью, она скорее, седативного плана. Наверное, людям хочется иметь дело с тайнами, загадками и чтобы что-то не приоткрывалось никогда. Город Одесса, это как говорят "В женщине должна быть какая-то тайна, загадка". Мне немного даже, неловко в связи с тем, что я какой-то там рентгенолог или патологоанатом, препарирую и всё знаю. 
       Знание и сила - дает возможность побеждать, а невежество- проигрывать.

Олег Иосифович:- Я занимаюсь подготовкой монографий, которые создадут фазу для очень многих вещей. В частности для каких-то проектов, культурных, арт-проектов и так далее. Если ты хочешь сделать этот маленький позитивный проект, и ты его сделал, то Одесса преобразилась. Одесса хотя бы где-то, локально, как-то. 

Для совершенства Одессы необходимо приложить значительные усилия, для того чтобы в городе наступил золотой век.

Олег Иосифович: Есть две такие мифологемы: Первая о том, что золотой век уже был. И второй о том, что золотой век еще будет. Хотя на самом деле никакого золотого века не было, и не будет. То есть, есть более не менее стабильное состояние. Если называть золотым веком эту некую стабильность, то я поддерживаю двумя руками. И всегда так бывает, что судно, следуя каким-то курсам, оно все равно добирается до некой гавани. Волнение и качка прекращаются, люди выходят, отдыхают, знакомятся с красотами, с какими-то экзотическими высотами. Ну а потом снова отправляются в плаванье, и снова наступает нестабильность. Я думаю, что рано или поздно мы вступим в золотой век стабильности.

alt  
  
Олег Губарь в своей жизни, разгадал множество тайн и загадок. Но существует лишь одна, которая даже для него не постижима. Почему он остался в Одессе, имея множество возможностей уехать?

Олег Иосифович: Вот эта та великая тайна и загадка, которая если действительно имеет смысл быть. Её можно объяснять всячески, можно говорить, что я одессит в шестом поколении или что здесь мне было всегда комфортно. Или еще что-то другое, можно придумывать еще очень и очень многое. Но действительно, эта величайшая загадка и я рад, что она есть. И что я хочу в этом счастливом неведение, когда-нибудь оставить Одессу так, чтобы все равно в ней остаться.
   
    Что символично – Олег Губарь работал  всегда (ну, почти всегда) – в изданиях со словом «Одесса». Газеты «Вечерняя Одесса», «Одесский вестник», журнал «Одесса». Вот только сделал исключение для альманаха «Дерибасовская-Ришельевская». Литературно-художественный, историко-краеведческий альманах, бессменным членом редколлегии которого Губарь является с первого выпуска, выходит уже четырнадцатый год, и топонимика все же одесская.

    Первая его книга вышла 20 лет назад, в 1993-м, – «Пушкин. Театр. Одесса». Были у него и «Сто вопросов “за Одессу“» и книги о фотографах Одессы, о Воронцове (кстати, Олег был организатором перенесения праха четы Воронцовых). Есть у него и совместные работы – замечательный альбом «Память Одессы», один из первых альбомов о старой Одессе сделан вместе с одесситом А. Розенбоймом (он же Р. Александров), американской ирландкой П. Херлихи, американской еврейкой Б. Кауфман и русским французом Н. Ильиным. Такая вот международная компания, вполне в духе старой Одессы. А вместе со своим другом Михаилом Пойзнером он сделал две неподъемные по объему материальному и потрясающие по объему информационному книги «Оккупация: Одесса, 1941-1944» и «Первые кладбища Одессы».

Пишет он и прозу – ироничную, грустную, язвительную, в общем, губаревскую. «Second hand» и Second ear», «Телемак» и «Мелкое хулиганство».

alt   Губарь многолик: от «Старой Одессы в курьезах и анекдотах» до «Энциклопедии забытых одесситов», от «Весов и мер старой Одессы» до «Автографов Одессы». Причем читаются первые как научное исследование, а вторые – как увлекательный детектив. И рассказ об автографе, скажем, купца-старообрядца Лариона Портного (беру наугад самое неизвестное имя) ничуть не уступает истории автографа Михаила Воронцова или Иосифа Дерибаса. А в «Энциклопедии» можно найти и лихих корсаров и скромных военных комендантов.

Награждали Олега неоднократно и всячески – он и «Золотое перо», и «Одессит года», но, на мой взгляд, наиболее соответствует характеру и жизни Олега Губаря премия «Люди дела». Ибо он и есть человек дела. И кто скажет, что Губарю шестьдесят?

      К пятидесятилетию Олег Губарь сделал подарок себе и друзьям – издал «Энциклопедию друзей». К шестидесятилетию подарок сделали Олегу – при участии Одесского отделения «Джойнт» и с помощью друзей вышла книга «Очерки ранней истории евреев Одессы».

      В основном, изучением истории евреев Одессы занимались люди зарубежные и иногородние. Что ж, часто так случается. В Америке вышла книга Стивена Ципперштейна «Евреи Одессы. История культуры. 1794-1881», в России – Израиле в издательстве «Гешарим» – книга М. Полищука «Евреи Одессы и Новороссии: социально-политическая жизнь евреев Одессы и других городов Новороссии. 1881-1904». Даже книга, написанная одесситом И. Котлером – «Очерки по истории евреев Одессы», – увидела свет в Иерусалиме. Словом, об Одессе, но не в Одессе.

          10 сентября 2015г в «Золотом зале» Одесского литературного музея состоялась презентация новой книги «История градостроительства Одессы и функции градостроительного комитета».
Изображение 048 (1)    Автор потратил на этот более чем пятисот страничный труд около десяти лет, находя материалы в государственном архиве Одесской области, библиотеках и музеях города. Олег Иосифович:   «Меня всегда удивляло, что такой город как Одесса не имеет истории плановой застройки. Есть какие-то фрагментарные материалы, связанные с архитектурой, с бытом, с историческими реалиями, но истории формирования инфраструктуры нет. Собственно это и есть история Одессы»
   
«Губарь никогда не ошибается. Это настоящий летописец Одессы», — сказал на презентации книги  член президентского совета Всемирного клуба одесситов Анатолий Горбатюк.

Олег Иосифович:   Эта моя книга не об архитектуре, хотя и об архитектуре «в том числе»; она о том, как застраивался город, как формировались его районы, как складывалась в нем наука инженерно-геологических изысканий и как закладывались городские сады и парки. Это история градостроителей. И возникла книга из того массива накопленной информации, из которого вышло несколько книг: об истории еврейской общины Одессы; об одесских кладбищах; теперь вот об Одесском строительном комитете.  Главная тема для меня — люди. Книга делалась отчасти из чувства горечи и обиды: за людей, за историю. Из любви, из жалости, из сострадания пишутся книги, а не из честолюбия. Мы ранены своим городом. Книги об истории Одессы — это наше сопротивление ее сегодняшнему убожеству, попыткам затоптать и затолкать наш город».

Песни про Одессу

Песни про Одессу

Коллекция раритетных, колоритных и просто хороших песен про Одессу в исполнении одесситов и не только.

Отдых в Одессе

Отдых в Одессе

Одесские пляжи и курорты; детский и семейный отдых; рыбалка и зелёный туризм в Одессе.

2ГИС онлайн

Дубль Гис

Интерактивная карта Одессы. Справочник ДубльГис имеет удобный для просмотра интерфейс и поиск.

Одесский юмор

Одесский юмор

Одесские анекдоты истории и диалоги; замечательные миниатюры Михаила Жванецкого и неповторимые стихи Бориса Барского.