Лещенко Пётр Константинович

Раздел - Чисто одесские кумиры - Л

Лещенко Пётр Константинович в исполнении Константина Хабенского в одноимённом фильме.

Сын Одессы и Кишинёва, знаменитый эстрадный певец прошлого.

Вышла в свет очередная книга в серии "Одесского мемориала", посвященная личности широко известного в прошлом эстрадного певца Петра Лещенко. Споры вокруг судьбы этого человека продолжаются и поныне, однако многое может прояснить и поставить на свои места книга Владимира Гридина "Он пел, любил и страдал. Записки о Петре Лещенко (Одесса. "Астропринт", 1998). Главу из книги, исследующую начальные этапы карьеры певца, мы предлагаем вниманию читателей.

"Ведь сам он из Одессы!" - так нередко приходится слышать о певце.

Да, с давних пор говорилось о том, что Лещенко - коренной одессит, и даже называлось место его происхождения: Пишоновская улица.

Поэтому очень удивило, когда довелось прочитать однажды, что "пишоновский жлоб", как его даже называли, если уж и имеет к Одессе отношение, то достаточно отдаленное. Ибо певец якобы и с одесской земли, но не городской, сельской: из степного края за несколько часов езды.

"Родился он в селе Исаеве Одесской области", - так было написано весной 1988 года в газете "Аргументы и факты". Писали об этом искусствовед А. Шнеер и филофонист М. Мангушев. В январе 88-го Мангушев уже писал о Лещенко в "Магаданской правде". Там, правда, Исаево было названо "маленьким украинским городком".

Лещенко Пётр Константинович

Приняв на веру "исаевский" вариант биографии этого легендарного (в прямом смысле слова!) исполнителя, я захотел получше разобраться в нем, и один раз отправился туда - в село Исаево Андреево-Ивановского (в прошлом), или Николаевского (ныне) района. Жители показали мне детский комбинат, отстроенный на месте разрушенной в 1934 году церкви - той самой, в которой, по сведениям того же М. Мангушева, якобы не только учился, а и пел в хоре маленький Петя. Показали в конце одной из улиц старое строение, в котором до революции был жандармский пост с погребом, где держали арестованных; там также будто бы стояли пригнанные из-за крестьянских волнений солдаты в 1905 году, перед которыми чуть ли не плясал "за кусок хлеба и миску каши" будущий эстрадный король.

Но с кем ни доводилось говорить, никто из местных жителей (ни учитель-краевед, ни профессиональный историк, ни дети бывших церковных певчих) не могли вспомнить такого мальчика - Петю Лещенко. Явилась лишь еще одна версия: будто Лещенко был там в 19-м году с кавалерийским полком - как офицер-деникинец - и в местном клубе "пел красивым сильным голосом". Но по-прежнему никто не слышал даже про его отчима Алфимова, если верить мангушевской статье.

Интересно, что вскоре после неудачной поездки в Исаево появилась еще одна версия - и на этот раз о причине такой неудачи. Один из одесских любителей Лещенко познакомил с приехавшим к нему в гости из г. Бендеры старым музыкантом - Б. И. Петко, который до войны жил в Бухаресте и знал Петра Константиновича, даже записался с ним на одной пластинке. Так вот, этот Петко показал рекламную открытку издания 20- х годов, на которой был изображен молодой Лещенко - с его характерными запавшими черными глазами, слегка оттопыренными "музыкальными" ушами и горбатеньким носом, но... с надписью румынскими буквами: "МАРТИНОВИЧ". Оказывается, это была настоящая фамилия нашего артиста в пору его танцевальных выступлений. Там же, на этой открытке, снята партнерша с псевдонимом "Розика", и я еще узнал, что он исполнял с ней танец "Петрушка", в котором частично и пел. Очевидно, под этой отцовской фамилией Мартинович (или точнее - Мартынович) Петя и жил в селе Исаеве, и если бы догадаться там назвать эту первоначальную фамилию...

Но вторично съездить в то село уже не довелось, а вскоре стали поступать другие сведения и возникать другие версии о происхождении будущей эстрадной знаменитости. Так, в журнале "Родина" было написано, что тот родился в... Мартыновичском уезде (или волости) Киевской губернии, а из другого источника стало известно, будто в этом уезде-волости в ту пору вообще проживало много лиц еврейской национальности.

"Да, его отец был евреем!" - так прямо заявил нам житель Белгорода-Днестровского, упоминавшийся в газете "Юг" как бывший работник лещенковского ресторана в Бухаресте.

Об отце-еврее знаменитого певца Лещенко сказала лично мне и известная певица Алла Николаевна Баянова - его давняя коллега по выступлениям там же, на бухарестской эстраде, и подруга его первой жены Зинаиды. Сюда была присоединена еще одна версия о происхождении певца: будто он был... незаконным сыном этого жителя Мартыновичского уезда, из-за чего его матери, оставшейся с мальчиком на руках без мужа, пришлось дать ему свое отчество. И не потому ли Мария Константиновна вскоре вышла замуж за другого - Алексея Васильевича Алфимова, от которого родила двоих дочерей, а через десять лет - быть может, из-за людских пересудов - вынуждена была уехать из того села и подальше, аж в другую губернию, на другую землю - бессарабскую? Наконец, не испытывал ли и сам сын какие-то комплексы по отношению к такому отцу, раз потом и поменял свою фамилию на материнскую девичью, и старательно обходил все, что связано с его еврейским происхождением?

Так или иначе, у Петра Константиновича выявилась как бы "двойная" фамилия, и недаром он искусно пользовался этим обстоятельством: вот недавно в газете "Кишиневские новости", присланной мне из Молдавии, очерк о его гастролях с украинской труппой в Кишиневе впрямую упоминал про него в двух лицах: как о "балетмейстере - П. Лещенко" и как о "режиссере - П. Мартыновиче", а в другом месте его автор, кишиневский старожил Л. Шкловский, предполагает: "Совпадение это, или Лещенко, говоря современным языком, решил овладеть смежной профессией?". Но тут же приводит свидетельство одного краснодарского "лещенковеда" (оказывается, есть и такие!) о том, что Лещенко, выступая в 1931 г. на гастролях в Югославии, записал в анкете под графой "сценическая фамилия или псевдоним": "Лещенко (Мартынович)", а певец Константин Сокольский незадолго до своей кончины писал мне, объясняя этот поступок своего коллеги: тот поступил так, чтобы "сойти за югослава".

Впрочем, версия - совсем не единственная в биографии раннего танцора-певца. Да, оказывается, есть и другая версия - и очень внушительная! - "одесская", почти смыкающаяся с "пишоновской", которой я и начал этот рассказ. И сообщил ее мне человек, весьма близкий к Лещенко, если верить ему. И даже не он один, а и одесская теща певца!

Согласно рассказу того, кто называет себя "троюродным племянником" Петра Константиновича, тот родился и вырос прямо в Одессе, а
конкретно - на той же Молдаванке, только в несколько другом, чем Пишоновская, месте. А именно - на углу Косвенной и Колонтаевской, в одном из домов, у которых разворачивается нынешний трамвай 5-го маршрута. Его отцом был якобы участник русско-японской войны, на которой тот и погиб, и семья жила у престарелых теток.

Как сын погибшего, юноша Лещенко был определен в юнкерское училище, расположенное тогда на 4-й станции Большого Фонтана, и учился там на полном пансионе. С началом мировой войны в училище был произведен экстренный выпуск, и прапорщик Петр Лещенко очутился на службе в Румынии - там, где он остался и в дальнейшем, вплоть до формирования частей Белой армии, с которой пришлось уходить в Турцию, чтобы - по тогдашним расчетам и надеждам многих беженцев - вернуться через Крым. Но судьба распорядилась иначе - и довелось устраиваться за рубежом до конца жизни.

В этой биографической версии кое-что представляется вполне вероятным, начиная с гибели отца на войне. Но здесь и существенный изъян: полное выпадение кишиневского периода жизни будущего артиста, о котором много рассказывают его знакомые с дореволюционного времени, судя по заметкам того же Леонида Шкловского.

А этот бывший токарь, в частности, так описывает лещенковскую молодую жизнь по рассказам некоего Ефима Соломоновича, его однолетки и соученика:

"Учились они во втором Высшем начальном училище. Училище располагалось на Киевской улице - между Болгарской и Армянской. Петр был певчим архиерейского хора. Хором руководил отец Михаил (Березовский). Лещенко не выделялся: не отличник и не отстающий, не самый шумный и не самый тихий. После занятий спешил в общежитие. Оно было на Подольской - между улицами Пушкина и Гоголя".

И далее сообщается, что "в 1917 году их всех призвали в армию", а "поскольку шла война, это был досрочный призыв". Тогда же Петр "попал в школу прапорщиков", а по окончании ее "прошел слушок, что Лещенко в Белой армии".

"Но в 1920 или 21-м году в Кишинев на гастроли приехала украинская труппа и в ее составе Лещенко. Он не только хорошо пел, но и отлично танцевал, и неплохо играл на гитаре".

Игра на гитаре - это, как уже говорилось раньше, заслуга отчима, который еще с детства обучал юношу. Известно также, как читаем у М. Мангушева в "Магаданской правде", что задолго до работы в украинской труппе талантливый юноша, а вернее, подросток начал свою эстрадную карьеру, когда еще даже не началась война.

"Петру шел тогда уже 14-й год. Основательно учиться не пришлось, но, будучи от природы музыкально одаренным, он хорошо пел и танцевал. На маленьких эстрадах кинотеатров перед началом сеансов стал появляться статный юноша с гитарой. Его мягкий, бархатистый баритон очень нравился публике. Певца пригласили выступать в цирке с венгерским ансамблем...".

Лещенко Пётр Константинович

Но Кишинев - это все же глухая провинция, пусть и центр целого края - Бессарабии. А неподалеку находится Одесса - этот общеизвестный культурный источник, откуда выходят творческие силы, которые впоследствии гремят в столицах! И удивительно ли, что такому соблазну поддался кишиневский певец-танцор?

Доводилось слышать рассказ одесской тещи Петра Константиновича - матери Веры Белоусовой, его второй жены. Однажды Анастасия Пантелеймоновна рассказывала, что ее зять где-то в 15-м или 16-м году жил в Одессе (и даже называла улицу - на Нежинской). И тогда он, общаясь с эстрадными деятелями, якобы познакомился с молодым Леонидом Утесовым. Ясно, что разносторонний дар Леди Вайсбейна (настоящее имя Утесова) стал заразительным примером для кишиневского провинциала...

Так не потому ли Мартынович-Лещенко вскоре сделает заметный рывок в своей карьере? Едва кончились войны - и мировая, и гражданская, - и едва Петр вместе с родителями и сестричками очутился по ту сторону границы - после присоединения Бессарабии к Румынии в 1918 году, - как он решает по-настоящему овладеть любимой эстрадной специальностью.

Не довольствуясь участием в бродячей украинской труппе, будущий артист едет в культурный центр Европы - Париж. А там одновременно учится и работает - и еще как!

Вот, по крайней мере, что писал А. Архипов в "Торговой газете" (+ 9, 1992): "Первые шаги на эстраде сделал в 20-х годах в Париже, куда приехал учиться в балетной школе. Выступления в гитарном дуэте и в балалаечном ансамбле "Гусляр", где молодой Петр пел и играл на балалайке, покорили посетителей русских эмигрантских клубов Парижа".

Но он также покорил там женское сердце - одну из балетных учениц, приехавших из Риги. Вышеупомянутый М. Мангушев называет "выпускницей парижского хореографического училища" Зинаиду Закит (или Закис, или еще Закиньш) - дочь скромного рижского аптекаря и владельца "доходного" дома. Высокая стройная блондинка также завоевала сердце худощавого чернявого юноши, и они вскоре стали мужем и женой, а одновременно создали этакий семейный танцевальный дуэт. И первое место, где они стали выступать, был Кишинев.

"В 1928 году он... вернулся вместе с Зиной Закит, - пишет Леонид Шкловский. - Они выступали в ресторане "Сюзанна". Этот ресторан находился на улице Купеческой, между Александровской и Шмидтовской, в глубине двора и "не имел фасада". Хозяин ресторана и всего дома был Хинкулов".

Там, в "Сюзанне", однажды собрались соученики Лещенко по реальному училищу, и "Петр с Зиной танцевали, а между танцами подсели к ним".

"Прямо от столика они опять пошли танцевать. Петр тогда не пел, но там же за столиком сказал, что скоро будет петь и что специально для него обещал написать песни очень популярный тогда композитор, живший в Риге, Оскар Строк"...

Проработав в Кишиневе недолго, супруги уехали на гастроли - это были артистические поездки в Румынию и на Балканы, даже на Ближний Восток. Кстати, там, в экзотическом Бейруте, они познакомились с будущей певицей Аллой Баяновой, которая сопровождала отца - оперного певца из Парижа. Потом она рассказывала, что впервые увидела их на бейрутской набережной, где Петр с Зинаидой шли, ведя за собой на поводке маленькую обезьянку в матросском костюмчике. Услышав русскую речь, дочь с певцом - тоже бывшие жители Кишинева - заговорили с молодыми танцорами, и с той поры началась дружба с ними, подкрепленная совместной работой в бухарестском ресторане "Лещенко".

По-видимому, именно к тому времени - к концу 20-х - относится выступление в дуэте "Петрушка". Там "Мартынович" снят с некоей "Розикой", и я поначалу думал, что она и есть жена Зинаида. Но знавшие рижанку отрицали такое сходство.

И еще. Именно с выступлением дуэта "Петрушка" связывают переезд всей семьи Петра Константиновича из Кишинева в Бухарест. Это произошло уже после 20-х годов, и тогда же он взял фамилию матери, перестав называться только Мартыновичем.

Казалось бы, уроженца Одессы и жителя Кишинева ожидала интересная творческая судьба - сценическое поприще, участие в оперных и балетных постановках. Но Петр Лещенко все же увлекся другим - возможно, не без влияния жены, которая зазвала его в родную Ригу.

О, знать бы, каким будет этот житейский и творческий поворот - не только к большой всемирной славе! Там Лещенко приобщился и к тому, что определит и его "антисоветское лицо"...

Владимир Гридин

Лещенко Пётр Константинович (дискография) Лещенко Пётр Константинович (дискография) Лещенко Пётр Константинович (дискография) 

Лещенко Пётр Константинович (дискография) Лещенко Пётр Константинович (дискография) Лещенко Пётр Константинович (дискография)


Похожие страницы:
Свежие страницы из раздела:
Предыдущие страницы из раздела:

Песни про Одессу

Песни про Одессу

Коллекция раритетных, колоритных и просто хороших песен про Одессу в исполнении одесситов и не только.

Отдых в Одессе

Отдых в Одессе

Одесские пляжи и курорты; детский и семейный отдых; рыбалка и зелёный туризм в Одессе.

2ГИС онлайн

Дубль Гис

Интерактивная карта Одессы. Справочник ДубльГис имеет удобный для просмотра интерфейс и поиск.

Одесский юмор

Одесский юмор

Одесские анекдоты истории и диалоги; замечательные миниатюры Михаила Жванецкого и неповторимые стихи Бориса Барского.