Петров Евгений Петрович

Раздел - Чисто одесские кумиры - П

Он создал Остапа Бендера.

alt
Евгений Петрович Катаев, он же Евгений Петров
Писатель-сатирик Евгений Петров (псевдоним Евгения Петровича Катаева) родился 13 декабря 1902 года в Одессе, в семье учителя истории. Его старшим братом был писатель В.П. Катаев.

В Одессе Катаевы жили на Канатной улице, и Евгений к 1920 году закончил 5-ю одесскую классическую гимназию. Во время учебы его одноклассником был Александр Козачинский, по отцу дворянин, написавший впоследствии приключенческую повесть «Зеленый фургон», прототипом главного героя которой — начальника уездного отделения милиции Одессы Володи Патрикеева — стал Евгений Петров.   Саша и Женя были друзьями и судьба сводила двух друзей по жизни причудливым образом.          

     А. Козачинский, человек авантюрного склада и огромного обаяния, с 19 лет, бросив сыскную работу в большевистском уголовном розыске, возглавил банду налетчиков, действовавшую в Одессе и окрестностях. По иронии судьбы в 1922 году арестовал его именно Евгений Катаев, тогда сотрудник одесского уголовного розыска. Козачинский после погони с перестрелкой спрятался на чердаке одного из домов, где и был обнаружен однокашником. Впоследствии Евгений добился пересмотра уголовного дела и замены А. Козачинскому исключительной меры наказания, расстрела — на заключение в лагере. Более того, осенью 1925 года Козачинский был амнистирован. У выхода из тюрьмы его встречали мать и верный друг, Евгений Катаев.Журналист издания «Совершенно секретно» Вадим Лебедев завершает свой очерк «Зеленый фургон» удивляющими нас фактами, подчеркивающими необъяснимость, сверхъестественность связи, существовавшей между этими людьми: «1941 г. разлучил их. Петров уходит на фронт военным корреспондентом. Козачинского по состоянию здоровья отправляют в эвакуацию в Сибирь. Осенью 1942 г., получив известие о гибели друга, Козачинский слег, и через несколько месяцев, 9 января 1943 г., в газете "Советская Сибирь” появился скромный некролог:   "Умер советский писатель Александр Козачинский”. В  1938 году Е. Петров уговорил Козачинского, с которым они когда-то в детстве зачитывались Майн Ридом, написать приключенческую повесть «Зеленый фургон»

Из написанной совместно с Ильей Ильфом "Двойной биографий" узнаем, что Е. Петров "...в 1920 году окончил классическую гимназию. В том же году стал корреспондентом Украинского телеграфного агентства. После этого в течение трех лет служил инспектором уголовного розыска. Первым его "литературным произведением" был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины. В 1923 году Петров приехал в Москву, где продолжил образование, а также  стал сотрудником журнала «Красный перец». Существенное влияние на Евгения оказал его старший брат писатель Валентин Катаев (1897—1986 гг.). Жена Катаева вспоминала: «Я никогда не видела такой привязанности между братьями, как у Вали с Женей. Собственно, Валя и заставил брата писать. Каждое утро он начинал со звонка ему - Женя вставал поздно, принимался ругаться, что его разбудили… «Ладно, ругайся дальше», — говорил Валя и вешал трубку».

 
 
alt  Литературное содружество Ильфа и Петрова продолжалось всего десять лет. С 1927 года ими написаны многочисленные фельетоны, романы "Двенадцать стульев", "Золотой теленок", повесть "Светлая личность", цикл новелл о городе Колоколамске и сказки Новой Шахерезады. Очерки о пребывании в 1935 году в США составили книгу "Одноэтажная Америка". Американские впечатления дали Ильфу и Петрову материал еще для одного произведения - большого рассказа "Тоня".

Ильф и Петров писали увлеченно, после завершения рабочего дня в редакции, возвращались домой в два часа ночи.  Роман «Двенадцать стульев» вышел в свет в 1928 году  - сначала в журнале, а потом отдельной книгой. И сразу стал необычайно популярен. История о похождениях обаятельного авантюриста и мошенника Остапа Бендера и его спутника, бывшего предводителя дворянства Кисы Воробьянинова, захватывала блестящими диалогами, яркими персонажами, тонкой сатирой на советскую действительность и обывательщину. Смех был оружием авторов против пошлости, глупости и идиотического пафоса. Книга быстро разошлась на цитаты:
  • «Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице»,
  • «Дуся, я человек, измученный нарзаном»,
  • «Знойная женщина, — мечта поэта»,
  • «Торг здесь неуместен»,
  • «Утром деньги — вечером стулья»,
  • «Кому и кобыла невеста»,
  • «Быстро только кошки родятся»,
  • «Гигант мысли, отец русской демократии»
и многие, многие другие. Незабываем и словарь Эллочки-людоедки с ее вошедшими в нашу жизнь словечками-междометиями и иными репликами — «мрак!», «жуть!», «толстый и красивый», «парниша», «хамите», «у вас вся спина белая!», «не учите меня жить!», «хо-хо». В сущности, можно без натяжек утверждать, что вся книга о Бендере состоит из бессмертных афоризмов, постоянно цитируемых читателями и кинозрителями. В Одессе есть памятник Стулу, памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову (в Городском саду).
 
 
alt      Одесса, памятник Ильфу и Петрову открыт в Саду скульптур Литературного музея.
   В 1937 году от туберкулеза скончался Илья Ильф.   Смерть И. Ильфа была для Е. Петрова глубокой травмой: и личной, и творческой. С потерей друга он так и не примирился до последнего дня жизни. Но творческий кризис преодолевал с упорством и настойчивостью человека большой души и большого таланта.Он прилагал много усилий для публикации записных книжек друга, задумал большое произведение «Мой друг Ильф». В 1939—1942 годах работал над романом «Путешествие в страну коммунизма», в котором описывал СССР в недалеком будущем, в 1963 году (отрывки опубликованы посмертно в 1965 году)

Заканчивать в одиночку начатое вместе с Ильфом оказалось невозможным, хотя незадолго до смерти Ильфа, соавторы уже попробовали работать врозь - над "Одноэтажной Америкой". Но тогда, работая в разных концах Москвы и даже видясь не каждый день, писатели продолжали жить общей творческой жизнью. Каждая мысль была плодом взаимных споров и обсуждений, каждому образу, каждой реплике предстояло пройти суд товарища. Со смертью Ильфа писателя "Ильф и Петров" не стало.

Е. Петров в  книге "Мой друг Ильф".  намеревался рассказать о времени и о себе. О себе - в данном случае означало бы: об Ильфе и о себе. Замысел его далеко выходил за пределы личного. Здесь должна была заново, в иных чертах и с привлечением другого материала, отразиться эпоха, уже запечатленная в их совместных произведениях. Раздумья о литературе, о законах творчества, о юморе и сатире. Из статей, которые были им опубликованы под названием "Из воспоминаний об Ильфе", а также из планов и набросков, найденных в его архиве, видно, что книга была бы щедро насыщена юмором. Фактический материал, которым изобилует эта только еще начатая работа, чрезвычайно богат.

Как корреспонденту "Правды", Е. Петрову приходилось много ездить по стране. В 1937 году он был на Дальнем Востоке. Впечатления от этой поездки отразились в очерках "Молодые патриотки", "Старый фельдшер". В это время Петров пишет и литературно-критические статьи, занимается и большой организаторской работой. Он был заместителем редактора "Литературной газеты", в 1940 году стал редактором журнала "Огонек" и в свою редакторскую работу вносил подлинную творческую страстность.

В 1940-1941 гг. Е. Петров обращается к жанру кинокомедии. Им было написано пять сценариев: "Воздушный извозчик", "Тиха украинская ночь", "Беспокойный человек", "Музыкальная история" и "Антон Иванович сердится" - три последних в соавторстве с Г. Мунблитом.

"Музыкальная история", "Антон Иванович сердится" и "Воздушный извозчик" были экранизированы.

С первых дней Великой Отечественной войны Е. Петров стал корреспондентом Совинформбюро. Его фронтовые очерки появлялись в "Правде", "Известиях", "Огоньке", "Красной звезде". Он посылал телеграфные корреспонденции в США. Хорошо знавший Америку, умевший говорить с рядовыми американцами, он немало сделал в годы войны, чтобы донести до американского народа правду о героическом подвиге советских людей.

Осенью 1941 года это были очерки о защитниках Москвы. Е. Петров бывал на передовой, появлялся в освобожденных селах, когда там еще дымились пепелища, разговаривал с пленными.

Когда фашистов отогнали от Москвы, Е. Петров отправился на Карельский фронт. В своих корреспонденциях он рассказал о героизме и мужестве защитников советского Заполярья.

Разрешения поехать в осажденный Севастополь Е. Петров добился с трудом. Город был блокирован с воздуха и с моря. Но туда ходили наши корабли и летали самолеты, доставляя боеприпасы, вывозя раненых и жителей. Лидер эсминцев "Ташкент" (его называли "голубым крейсером"), на котором находился Е. Петров, успешно достиг цели, когда на обратном пути в него попала немецкая бомба. И все время, пока подошедшие на помощь корабли снимали раненых, детей и женщин, "Ташкент" был под обстрелом.
alt    1942 год, Е. Петров на лидере «Ташкент» прорвался в осажденный Севастополь. Слева направо — Е. Петров и командир «Ташкента»   В. Н. Ерошенко
Петров отказался покинуть корабль. Он оставался с экипажем до прихода в порт, находясь все время на палубе и помогая бороться за сохранение корабля. "Когда в день отлета я вошел утром на веранду, на которой спал Петров, - рассказывал адмирал И.С. Исаков, - вся веранда и вся мебель на ней были устланы исписанными листиками бумаги. Каждый был аккуратно придавлен камешком. Это сушились записи Евгения Петрова, вместе с его полевой сумкой попавшие в воду во время боя".    Здесь был и его последний, неоконченный очерк "Прорыв блокады".

Возвращаясь с фронта, 2 июля 1942 года, самолет, на котором фронтовой журналист Е. Петров возвращался в Москву из Севастополя, был сбит немецким истребителем над территорией Ростовской области, у села Маньково.   Ему не исполнилось и 40 лет.

Памяти Евгения Петрова Константин Симонов посвятил стихотворение "Неправда, друг не умирает..."

Евгений Петров награжден орденом Ленина и медалью.   В Одессе, где родились и начали творческий путь писатели- сатирики, есть улица Ильфа и Петрова.

У писателя Е. Петрова выросли два замечательных сына. Нам известен кинооператор Петр Катаев (1930—1986 гг.), снимавший главные фильмы Т. Лиозновой. Это хорошо известные нам «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «Мы, нижеподписавшиеся», «Карнавал», А с композитором Ильей Катаевым (1939—2009 гг.) мы знакомы по пьесе «Стою на полустаночке» из советского телесериала «День за днем». И. Катаев —автор музыки к фильмам С. Герасимова «У озера» и «Любить человека».


Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Похожие страницы:
Свежие страницы из раздела:
Предыдущие страницы из раздела:

Песни про Одессу

Песни про Одессу

Коллекция раритетных, колоритных и просто хороших песен про Одессу в исполнении одесситов и не только.

Отдых в Одессе

Отдых в Одессе

Одесские пляжи и курорты; детский и семейный отдых; рыбалка и зелёный туризм в Одессе.

2ГИС онлайн

Дубль Гис

Интерактивная карта Одессы. Справочник ДубльГис имеет удобный для просмотра интерфейс и поиск.

Одесский юмор

Одесский юмор

Одесские анекдоты истории и диалоги; замечательные миниатюры Михаила Жванецкого и неповторимые стихи Бориса Барского.