Табачников Модест Ефимович

Раздел - Чисто одесские кумиры - Т

Представьте себе только: фашистские полчища рвутся к Москве, трудно под Ленинградом, впереди еще вся война, а поэт видит, поэт предчувствует победу: «Вспомним, как на запад шли по Украине...». Да, такая песня людям была нужна словно воздух. И нашелся человек, который сделал эти стихи песней. Когда в политотделе 18-й армии их показали Модесту Табачникову, композитор сразу же сел за пианино. Он спешил написать музыку, как спешат доставить артиллеристам снаряды, зная, что они на исходе... Наутро в политотделе армии состоялось прослушивание новорожденной песни. Все сидели как завороженные: для каждого в ней было что-то очень родное...

- «Нас опять Одесса встретит как хозяев, звезды Черноморья будут нам сиять...» - эти строчки Табачников пропел с закрытыми глазами: он родился и жил в Одессе, в несравненной Одессе, где сейчас хозяйничали гитлеровские бандиты. Он участвовал в обороне города и пережил горечь расставания с ним... И когда замер последний аккорд, кто-то чуть слышно отозвался:

«Давай закурим, товарищ, по одной,
Давай закурим, товарищ мой...».

Урожденный одессит М. Табачников настаивал, чтобы в тексте обязательно был упомянут его родной город.

Вот только со словами песни вышел конфуз. Бригадный комиссар Рюмин, возглавлявший отдел пропаганды и агитации Южного фронта, которому композитор принес и пропел эту песню, тоном, не терпящим возражений, заявил: - «Никому эта твоя песня не нужна. Что это я буду вспоминать про то, что ты дал мне закурить? Вот если бы снарядами поделился или автоматный диск с патронами передал бы, тогда другое дело».

Исполнить свое новое сочинение в праздничном концерте к 24-й годовщине Октябрьской революции М. Табачников доверил земляку — солисту ансамбля, выпускнику Одесского театрального училища Аркадию Явнику, который взял себе сценический псевдоним Воронцов. На премьере, которая состоялась 8 ноября 1941 года, композитор лично аккомпанировал исполнителю на аккордеоне. Рассказывая полвека спустя автору этих строк об истории появления песни, А. Воронцов-Явник честно признался, что никто, включая композитора, не представлял, какая ее ждет оглушительная слава. Когда Табачникову представился случай на день приехать в Москву, он разыскал Клавдию Ивановну Шульженко , через ее мужа— одессита, земляка и приятеля Владимира Коралли, соруководителя ленинградского джаз-ансамбля, и подарил ей... эту песню. Также песнями, вошедшими в репертуар К. Шульженко и получившими широкую известность, стали «Мама» и «Дядя Ваня».

Всенародная популярность песни "Давай закурим" подтверждалась порою удивительным образом. Когда советские войска освободили Ростов-на-Дону, рабочие Донской государственной табачной фабрики обратились к авторам песни, чтобы те разрешили выпуск папирос под названием «Давай закурим!». Однако политуправление фронта отказало ростовчанам: им объяснили, что песня - это не реклама.

Песня очень нравилась Леониду Брежневу. Говорят, что на одном из концертов, где присутствовал Генеральный секретарь, после выступления Клавдии Шульженко Брежнев, смахнув слезу, поинтересовался у своего помощника, какое звание имеет певица. Тот ответил: «Народная артистка Российской Федерации». «Подготовьте указ о присвоении ей звания народной артистки Советского Союза», - распорядился Генсек . Указание было быстро исполнено. А вот авторам песни в плане «царских милостей» не повезло. В 1975 году, накануне 30-летия Победы, несколько генералов направили письмо Брежневу с просьбой наградить поэта и композитора. Однако ответа не последовало...

Аркадий Явник-Воронцов после войны страшно жалел, что, в отличие от Клавдии Шульженко, не имел возможности записать эту песню в студии и таким образом «увековечить» свое «первенство». Хотя М. Табачников при послевоенных встречах всегда подчеркивал, что помнит, чьим голосом была впервые озвучена одна из его лучших песен.

После Победы Модест Ефимович написал ещё немало интересных песен. Мало кто знает, что однажды маятник его предпочтений качнулся от любимой Одессы в сторону Севера. Народ в 70-е распевал «Песенку оленевода», «чукотскую народную песню» – «Пароходы – хорошо, самолеты – хорошо, а олени – лучше», мало кто знал, что и ее музыку написал «одессит в крови» Модест Табачников.

Модест Ефимович Табачников написал еще несколько песен, связанных с Одессой, в том числе и классическую «У Черного моря» — второй «одесский гимн» (после «Песни Тони» из «Белой акации» И. Дунаевского). Эту песню можно считать «самой одесской» из всех одесских песен: ведь в ней соединились таланты сразу трех выдающихся одесситов — певца Леонида Утесова, поэта Семена Кирсанова и композитора Модеста Табачникова.

За свою жизнь он сочинил более 230 песен, многие из которых прозвучали в фильмах и спектаклях. Мало кто знает, что «Одесский порт» был сочинен для спектакля «30 лет спустя», «Песенка оленевода» («Пароход — хорошо! Самолет — хорошо! А олени — лучше!») сопровождала спектакль «Миллион единственных друзей», а «Цветочница Анюта» стала популярной после премьеры спектакля «Честь смолоду». Пьесы эти давно и прочно забыты, а вот многие песни поют до сих пор: блистательный талант мелодиста М. Табачникова обеспечил им долгую жизнь. Именно М. Табачникову Георгий Товстоногов предложил сочинить музыку к своему дебютному спектаклю в Ленинградском БДТ — «Когда цветет акация».

С песней из этого спектакля много лет спустя случилась забавная история. В 1999 году День города Одессы вместе с одесситами приехал отмечать тогдашний Президент Украины Л. Кучма. Среди прочих мероприятий, он приехал и в оперный театр, чтобы поздравить самую массовую свадьбу в одесской истории, когда сочетались браком сразу 16 пар. В ожидании Президента народ развлекал Иосиф Кобзон, знаменитый, среди прочего, колоссальным количеством спетых им песен. Леонид Данилович, выйдя на сцену и поздравляя новобрачных, вспомнил времена своей юности и затянул:
- «Кружатся, кружатся пары влюбленные,
музыкой сердце полно...».
И тут случилась заминка: оказалось, что даже всезнающий И. Кобзон и его аккомпаниатор Левон Оганезов эту песню не слышали. Конечно, подобрать по ходу мелодию для Л. Оганезова не составило труда, но интересен сам факт: Л. Кучма из множества песен своей юности выбрал именно эту...

За годы своей композиторской деятельности Табачников написал ещё 7 оперетт («Сенсация», «Люблю, люблю» и другие), музыку к 51 драматическому спектаклю и 7 кинофильмам. Но его талант государство оценило слишком поздно – присвоив звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» только в 1976 году, когда уже композитор болел. Он прожил в новом, 1977 году, только 31 день…

Считается, что самое большое признание для сочинителей песен — это когда их песня как бы «уходит» от авторов, становится народной. Песня «Ах, Одесса, жемчужина у моря...» давным-давно «ушла в народ». И звучит она везде, где «имеется в наличии» хотя бы один одессит. А ведь известно, что «бывших одесситов не бывает».

В песне Модеста Ефимовича Табачникова "У Черного моря", слова к которой написал одессит Семен Кирсанов, в тексте есть первая строка:

«Есть город, который я вижу во сне...».

И этим всё сказано ... Своими песнями он отдал дань городу, в котором прошли его детство и юность.


Похожие страницы:
Свежие страницы из раздела:
Предыдущие страницы из раздела:

Песни про Одессу

Песни про Одессу

Коллекция раритетных, колоритных и просто хороших песен про Одессу в исполнении одесситов и не только.

Отдых в Одессе

Отдых в Одессе

Одесские пляжи и курорты; детский и семейный отдых; рыбалка и зелёный туризм в Одессе.

2ГИС онлайн

Дубль Гис

Интерактивная карта Одессы. Справочник ДубльГис имеет удобный для просмотра интерфейс и поиск.

Одесский юмор

Одесский юмор

Одесские анекдоты истории и диалоги; замечательные миниатюры Михаила Жванецкого и неповторимые стихи Бориса Барского.