Кремер Иза Яковлевна
Оперная певица с мировой славой.
Когда Иза Кремер приехала в Одессу, ей предложили дебютировать в опере Пуччини "Богема". Затем - партию Виолетты в "Травиате". Иза с успехом выступает на оперной сцене (Одесская опера, антерприза М.Ф. Багрова), но ее влечет что-то иное: вскоре она переходит в оперетту, где сразу завоевывает колоссальное признание публики. Среди оперетт, в которых она участвовала, были "Нищий студент", "Идеальная жена", "Наконец один", "Польская кровь"...
В 1915 в Одессе состоялся большой концерт, на котором выступали видные артисты. С одной сентиментальной песенкой выступила и Иза Кремер, заслужив бурю апплодисментов. С той поры Иза выступает на эстраде, исполняет шуточные, интимные, лирические песенки, - многие из которых она сочиняет сама: "Черный кот", "Мадам Лулу"... Поет Кремер и народные песни и романсы. Завоевав большую популярность, она отправляется уже в Петроград, в Москву - и всюду успех. Нотные магазины заполнены нотами песен из ее репертуара и большими фотографиями исполнительницы. Иногда в этих городах Кремер выступала и в опереттах. Ее имя не исчезает со страниц журналов и газет на протяжении всего 1916 года.
Вернувшись в Одессу, Кремер была приветливо встречена как знавшей ее публикой, так и теми, кто впервые пришел послушать певицу, о которой не смолкала молва...
Но вот Россия - в огне, произошла революция. Многие, как и Иза Яковлевна Кремер, почувствовлали, что их искусство с интимными песенками, с воспеванием экзотики, мечты о далекой Аргентине, о лихой тройке не понадобятся при новой жизни. Их авторы покидают Одессу, Петроград...
В 1919 вместе со своим мужем, редактором "Одесских новостей" Хейфецом, она эмигрирует во Францию (через Константинополь, где около года она работала в артистическом заведении Ю.С. Морфесси). Позже, оставив Хейфеца, Кремер с известным американским импресарио гастролирует по многим странам мира, приобретая мировую известость. Помимо славы прекрасной исполнительницы песен и романсов, она завоевывает не меньшую славу и как киноактриса. Во время гастролей в Лондоне одесситку представили будущему премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю. Этот утонченный любовник стал захаживать на ее концерты, не скупясь на букеты и комплименты. Она его обворожила, похоже, и он ее тоже.
Скопировано с сайта http://odessa-life.od.ua
В конце 30х годов она практически прекращает публичные выступления. Исключение было сделано только в одном единственном случае - перед главами СССР, США и Великобритании, прибывшими на Тегеранскую конференцию 1943 года (об этом вспоминал Вадим Козин: Черчилль на свой день рождения пригласил Марлен Дитрих, Мориса Шевалье и для Сталина Изу Кремер, русскую чаровницу, отправив за ней личный самолет.
Скопировано с сайта http://odessa-life.od.ua А Сталина попросил, чтобы привез с собой Козина..."). Когда в черном платье, отороченном белым мехом, Иза Кремер вышла в концерте для участников конференции и запела на русском языке:
«Ни пути, ни следа по равнинам,
По равнинам безбрежных снегов...
Не добраться к родимым святыням,
Не услышать родных голосов...» —
Рузвельт и Черчилль, не знавшие русского языка, восприняли песню как некий русский романс.
Сталин же слова «не добраться к родимым святыням, не услышать родных голосов» понял однозначно как намек, что лучшую часть России он лишил родины. Иза Кремер, представлявшая ту лучшую часть, когда решилась спеть в лицо Сталину эту песню, понимала, что отныне ей больше никогда не увидеть ни родины, ни любимой Одессы.
Скопировано с сайта http://odessa-life.od.ua
___________________________________________________