Греков Митрофан Борисович
Греков Митрофан Борисович - настоящее имя - Мартыщенко Митрофан Павлович (1882-1934). Мастер батальной живописи, М. Б. Греков сыграл заметную роль в развитии отечественного искусства. Будучи приверженцем реалистических традиций русской живописной школы XIX в., он был пропагандистом зарождающегося официального стиля эпохи - социалистического реализма.
Детство и юность будущего художника прошли на Дону в хуторе Шарпаевка, Ростовская губернии. Поначалу рисованием он занимается самостоятельно, а в 1898 г. поступает в Одесское художественное училище и учится у К. К. Костанди. После его окончания в 1903 г., Греков успешно сдает экзамены в Петербургскую Академию Художеств, где в 1905-07 гг. учится в живописной мастерской И. Е. Репина, а после ухода последнего из Академии переходит в батальную мастерскую А. Ф. Рубо. Во время учебы он участвует в работе над знаменитыми панорамами своего педагога - "Оборона Севастополя" (1907) и "Бородинская битва" (1911).
В 1911 г. Греков выполняет конкурсную работу "Волы в плугу", за которую удостаивается звания художника. С 1912 г. он отбывает воинскую повинность, а с начала Первой мировой войны оказывается на германском фронте.
В 1917 г. Греков демобилизуется по причине тяжелой болезни. Какое-то время он работает учителем в Новочеркасске, где создает свою первую живописную серию, посвященную разгрому белогвардейцев, - "Бредут", "Корниловцы" (обе 1919), "Отверженные. Отступление корниловцев" (1922). Вместе с композицией "Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск" (1920), эти полотна положили начало советской батальной живописи, лейтмотивом их стало не отражение военных действий как таковых, а те новые, романтичные, на взгляд художника, идеи, за которые боролась Красная Армия. Героем этих картин выступает не личность, а революционная стихия, "материализующаяся" в массе красноармейцев, вооруженного народа, вершащего свою историю.
Отсутствие холодной рассудочности и живописной театральности, а также антимилитаристская направленность раннего творчества Грекова, глубокая правдивость в изображении суровых военных будней делает его преемником демократических традиций искусства В. В. Верещагина.
В начале января 1923 года М.Б. Греков был представлен К.Е. Ворошилову, которому сказал, что своей творческой целью ставит создание живописной истории гражданской войны на юге России, на Дону и в Поволжье. К. Ворошилов на это ответил: "Гражданская война - явление грандиозное. В совокупности эту тему не охватить и за целую человеческую жизнь", - и предложил художнику ограничиться каким-либо одним периодом в истории гражданской войны, а еще лучше изображением боевого пути одного крупного воинского соединения. Так Митрофан Греков стал летописцем Первой Конной армии.
У художника к этому времени было уже три больших картины - "Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского", "Артиллерия на волах" и портрет Левандовского - помощника командующего войсками Северо-Кавказского военного округа.
В середине марта 1923 года все три полотна экспонировались на IV выставки АХРР (Ассоциация художников революционной России) в Москве, в Центральном доме Красной Армии. После закрытия выставки картины М. Грекова поступили в числе лучших батальных полотен во вновь организованный Музей Красной Армии.В том же 1923 г. художник завершает картину "В отряд к Буденному", имевшую определенный успех у военного руководства Красной Армии. В этом небольшом полотне с изображением единственного персонажа достигнут тот совершенный смысловой и композиционный лаконизм, который будет характеризовать все дальнейшее творчество Грекова.Осенью 1924 года М. Греков написал свою знаменитую "Тачанку", которой сам дал название "Пулеметам продвинуться вперед!", а также картину "Бой за Ростов под Большими Салами". Свою судьбу с Красной Армией художник связал сознательно, никогда об этом не жалел, сроднившись с жизнью и бытом советских вооруженных сил, хотя временами ему приходилось очень трудно.
Живописец активно занят в художественной и общественной жизни страны. Он постоянно участвует в выставках АХРР, членом которой является с 1925 г. В Новочеркасске в 1927 г. проходит его персональная выставка. Здесь же Греков выступает в качестве организатора художественной студии ОМ АХРР. В 1930 г., после реорганизации АХРР, ему принадлежит одна из ведущих ролей в создании Союза советских художников.
В эти годы живописец начинает развивать идею, связанную с тематическими передвижными выставками, диорамами и панорамами. Первая его диорама - "Взятие Ростова" (1928) - не сохранилась: она сгорела во время бомбежки в Пятигорске в период Великой Отечественной войны. Греков создает ряд эскизов к диорамам "Егорлыкский бой" (1931, совместно с Г. К. Савицким), "Штурм Перекопа" (1931), "Памятник Первой Конной", "Оборона Цырицына" (обе 1933).
В 1934 г. он приступает к работе над первой советской панорамой "Перекоп". Выступая новатором в этой области, художник предлагает заменить круглую панораму на комплексную, состоящую из ряда диорам, объединенных композиционно и тематически. Эта огромная работа не мешает ему продуктивно трудиться и в области станковой живописи. Картины "Чертов мост" (1931), "Конармейская тачанка. Выезд на позиции" (1933), "Знаменщик и трубач", "Трубачи Первой Конной армии", "На Кубань" (все 1934) знаменуют собой высший расцвет батальной живописи Грекова.
Освободившись от документальной фиксации происходящего, мастер приходит к глубокому образному обобщению. В своих полотнах он часто использует панорамный композиционный принцип: высокий горизонт и крупномасштабность фигур первого плана придают композициям характерную монументальность. Живопись Грекова этого времени отличается повышенной светоносностью и яркими чистыми красками.
Напряженную работу живописца прервала скоропостижная смерть в Севастополе, в 1934 году. Мастер так и не успел закончить свое главное произведение - панораму "Перекоп".
За время жизни М.Б. Грековым написано более 300 картин
Имя Грекова было присвоено Студии военных художников, созданной в Москве в 1935г.
Одесскому художественному училищу тоже было присвоено имя выдающегося художника-баталиста Грекова Митрофана Борисовича